Не пугает, снова привлекает

Наши аналитики изучили планы потенциальных покупателей жилья (в Москве и Подмосковье) с помощью ипотечного кредита в течение ближайших трех лет. И вот что они выяснили.

27% опрошенных респондентов в течение трех лет планировали оформлять ипотечный кредит на покупку жилья. 67% не планировали воспользоваться ипотечным кредитом, а 6% не смогли определиться со своим выбором.

Около двух третей из тех покупателей, которые собираются взять ипотечный кредит, готовы внести в качестве первоначального взноса до 500 тысяч рублей.

По 5% опрошенных выразили готовность заплатить от 250 до 500 тысяч рублей, а также от 751 тысяч до 1 миллиона рублей.

22% респондентов затруднились оценить размер возможного взноса.

При этом около четверти респондентов из тех, кто собирается взять ипотечный кредит, готовы вносить в качестве ежемесячного платежа 9–15 тысяч рублей. 21% затруднились оценить свои финансовые возможности по размеру своих ежемесячных выплат.

А вот пятая часть готова вносить лишь до 9 тысяч рублей в качестве ежемесячного платежа. Этих потенциальных заемщиков можно отнести к группе низкодоходных. Соответственно, они предполагают брать ипотеку на максимальный срок, либо их планируемый ипотечный кредит будет покрывать лишь небольшую часть стоимости объекта, а остальную часть расходов на ипотеку предполагают оплачивать из других источников.

17% респондентов готовы вносить платеж от 15 до 21 тысячи рублей и 10% опрошенных способны на платеж в размере 21–27 тысяч рублей. Потенциальные заемщики данного уровня кредитоспособности относятся к переходной группе от низкодоходных к среднедоходным. На подобных условиях вполне можно обслуживать среднесрочный или долгосрочный ипотечный кредит на недорогое жилье, при значительном (30–50%) первоначальном взносе. 5% потенциальных покупателей согласны отдавать 27–36 тысяч рублей в месяц.

И лишь 2% респондентов могут ежемесячно плататить свыше 36 тысяч рублей. Данная группа относится к среднедоходой, т. е. заемщики могут обслуживать разнообразные виды кредитов на коммерческих условиях, начиная от среднесрочного кредита на недорогое жилье, взятого при минимальном первоначальном взносе.

«Сегодня ипотека уже не является неким «пугающим» фактором, несмотря на прошедший кризис, – отметил Алексей Шленов, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Брокеридж». – У населения сегодня появилась уверенность в завтрашнем дне, и к ипотеке вновь начали относиться как к надежному инструменту, способному решить жилищные проблемы. И то, что почти 30% потенциальных покупателей готовы этим инструментом воспользоваться – очень позитивный показатель, и мы рассчитываем, что он будет продолжать увеличиваться. Этому способствует и то, что банки идут по пути либерализации, оптимизируют и расширяют продуктовые линейки и смягчают требования к потенциальным заемщикам».

Сегодня ипотека, бесспорно, является для многих дополнительным финансовым инструментом, как при недостаточности собственных средств, так и при недоступности других видов льготных кредитов. Можно предположить, что при реальном оформлении ипотеки потенциальный покупатель сможет ужаться и при необходимости оплачивать на 10–15% больше, чем изначально планировал. Самое важное для заемщика – это грамотное финансовое планирование и стабильность в балансе его доходов и расходов в период выплаты кредита.

Юлия Абашина