Круговорот проблем в природе

Круговорот проблем в природе

«Есть ли конкретные нормативные акты, защищающие окружающую среду Москвы и самих москвичей? Как можно бороться с теми, кто вырубает деревья, загрязняет воздух, водоемы, портит городскую почву? Погубить и раскорчевать легко, а на восстановление нужны десятилетия! Знания законов помогли бы нам, горожанам, эффективно бороться с нарушителями. Любовь Курилова».

С этим письмом мы ознакомили депутата Московской городской Думы Андрея Ковалева. Вот что он сообщил.

В столице с этим строго

Стоит вспомнить принятый 12 мая 2004 года городской закон № 32 «О государственном экологическом контроле в городе Москве».

В него были введены новые составы административных правонарушений, каких пока нет в федеральном Административном кодексе РФ. В частности, в столице предусмотрена ответственность за загрязнение территорий и водных объектов в границах природного комплекса – в парках и заповедниках.

Согласно этому нормативному акту, нельзя также сбрасывать снег в пруды, реки, озера или сваливать его в любых других местах, кроме специально отведенных. Весьма жесткие требования предъявляются к предприятиям и организациям, работающим с опасными для человека и природы веществами. Даже размещать разного рода увеселительные заведения (казино, рестораны, бары и т.д.) следует с учетом экологических требований.

Лица, виновные в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды на территории города, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Причем наложение штрафа не освобождает лиц, виновных в нарушениях, о которых идет речь, от обязанности возместить в полном объеме вред, причиненный окружающей среде или ее отдельным объектам.

Все ответят за одного

Еще один закон, принятый Мосгордумой, тоже не имеет аналогов ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Суть городского закона от 02.03.2005 года № 9 «О комплексном природопользовании» – в том, что он предписывает оценивать экологическое состояние всей территории в целом, а не только действия того или иного предприятия.

Этот документ упорядочивает отношения между государственными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами, касающиеся соблюдения природоохранных требований при планировании и осуществлении хозяйственной и иных видов деятельности для улучшения окружающей среды. Новаторство закона заключается в том, что он дает возможность уйти от традиционной системы нормативов на выбросы загрязняющих веществ и вплотную заняться вопросами регулирования комплексного природопользования.

Помимо общих условий природопользования, устанавливаемых для территорий всех типов, инвесторам, застройщикам и иным субъектам хозяйственной деятельности определяются индивидуальные условия природопользования, даются квоты. Основной принцип квотирования – непревышение каждым участником хозяйственной деятельности установленных квот, которые бы при суммировании эффекта не нарушали общих условий.

Этот правовой документ дополняет еще один – принятый 26 сентября 2001 года (в него затем вносились поправки) закон № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве». Под его догляд попадают все заповедники, заказники, исторические уголки столицы, где категорически запрещена любая хозяйственная деятельность человека.

Еще один важный закон – от 20.10.2004 года № 65 «Об экологическом мониторинге» – предусматривает, что те организации, которые занимаются этим мониторингом, безоговорочно представляют органам государственной власти данные о состоянии окружающей среды и информируют жителей через СМИ. И денег за это не берут!

Мучаемся газами

Немало изменений претерпел закон от 05.05.1999 года (дата его последней редакции – 18.01.2006 года) № 17 «О защите зеленых насаждений». Зато отныне четко сформулирована административная ответственность за повреждение и уничтожение зеленых участков, появилось новое понятие – «компенсационное озеленение». Не выполнил – оштрафуют и даже могут отозвать лицензию на строительство. Как у не оправдавших экологического доверия москвичей...

Своевременным стал закон от 14.07.1999 года № 33 «Об ответственности за производство и оборот нефтепродуктов, соответствующих экологическим требованиям», который ставит преграду продаже в столице автомобильного топлива низкого качества под видом цивилизованного. «Загазовывать» чистый воздух тоже нужно по нормативам.

Про выхлопную трубу и городскую почву

Сейчас депутаты Мосгордумы работают еще с двумя экологическими законопроектами. Один из них называется «О регулировании передвижных автотранспортных средств на отдельных городских территориях». Планируется ограничить въезд автомобилей в те районы столицы, которые на основании экологического мониторинга окажутся самыми загрязненными токсическими элементами. Теми самыми, что вылетают из выхлопных труб.

Второй – «О городских почвах». Он будет регулировать действия по охране, рациональному использованию, восстановлению и улучшению городской земли. Ведь как раз именно городская почва также обеспечивает, как записано в обсуждаемом проекте, «выполнение экологических функций». Чем ее насытим, то она нам и вернет. К слову, таких законов тоже нет пока ни на федеральном, ни на региональном уровнях.