Не готовятся сани сами

Не готовятся сани сами

Кто поспорит с тем, что сани готовятся летом? А если уж говорить о подготовке домов к отопительному сезону, тут пословица приобретает не просто житейский, а жизненно важный смысл. Зима на носу, но, увы, от наших читателей поступает все больше тревожных писем: караул, наш дом совершенно не готов к зиме!

Без сапог – никак

Вот письмо, поступившее из района Раменское, где в поселке Ильинский на улице Опаринская, 74 живет Любовь Серебрякова.

«Наш дом не новый, но еще достаточно крепкий, – пишет она, – однако накануне зимы мы имеем все ту же проблему: изношенная электропроводка искрит, на щитках под каждым выключателем – оголенные провода, от короткого замыкания может случиться пожар, как это было в прошлом году с квартирой на первом этаже. Если дождь или оттепель зимой, стены, потолки, полы становятся мокрыми, мы тогда надеваем резиновые сапоги, чтобы током не шарахнуло! Боимся и за детей, и за себя, и за жилье – живем в постоянном страхе.

Естественно, обращались в управляющую компанию – безрезультатно. А когда начали искать правду в администрации района, там нас просто не стали слушать. Заместитель главы администрации села Ильинское Олег Плынов прямо заявил: это не их дело, на это есть управляющая компания со своими финансами, которую, мол, вы сами выбрали, вот с нее и спрашивайте.

А где же тогда власть, которую мы, между прочим, тоже выбирали»?

Буквально перед выходом этого номера «КР», нам позвонили авторы письма из поселка Ильинское и сообщили: узнав, что проблемой заинтересовались журналисты, там быстро залатали крышу, произвели мелкий ремонт, дали горячую воду! Есть надежда, что доделают, наконец, и остальное.

И еще одно письмо – из подмосковного села Оболенское Серпуховского района от Ирины Ломановой, проживающей на улице Биологов, 5-75.

«Три года, – пишет она, – живем под дырявой крышей. Как дождь или снег – в квартире потоп. Приходится постоянно заниматься потолком – переклеивать обои, снимать и снова вешать люстры. Но самое неприятное и опасное – сырые стены бьют током и проводка искрит – того и гляди случится пожар. А потому мы вынуждены отключать электроприборы. Конечно, спецы приезжают, что-то там ремонтируют и твердят свое: такая конструкция у вашего дома, здесь нужна капитальная переделка».

Когда мы, журналисты, приехали сюда, пообщались с заинтересованными лицами. Рабочий Владимир Драгомерецкий честно признал, что лично ему эта крыша «стала родной». Три года он поднимается туда и ничего толком сделать не может. А дело в том, утверждает он, что под мягкой кровлей образуются пузыри, вода просачивается в трещины между стыками бетонных плит и попадает в квартиры.

Глава управляющей компании, он же директор ООО «Тепловодник» Михаил Туркин и главный инженер фирмы-генподрядчика ООО «Инкомпромсервис» Вячеслав Шусткин объяснили: тут частичный ремонт мягкой кровли не поможет, нужен капитальный, тогда положительный результат получится. Но это возможно сделать лишь за счет самих жителей, а для того они должны собрать 1,5 миллиона рублей. Понятно, что таких денег у людей не нашлось.

И все же деньги администрация района нашла и работы начались. Жителей дома заверили: они завершатся до начала зимы.

А чем вы лучше?

К сожалению, по большей части писем пока никаких положительных результатов добиться не удалось. Вот еще одно из них. «Если вы приедете к нам в Подмосковье по адресу Волоколамский район, поселок Калистово, – пишет от имени соседей Юлия Молчанова, – то на улице Центральная, 39 мы покажем подъезд нашего дома. В холода, которые не за горами, лестница здесь превращается в ледяную горку. Да к тому же подъезд не отапливается уже несколько лет. Здесь хоть сто батарей установи – не согреют. И входные двери на честном слове держатся. Сами пытались их закрепить, но не получилось.

Конечно, мы обращались к генеральному директору нашей управляющей компании Екатерине Тихоновой, но без результата. Нам объяснили, что не одни мы такие. И показали список, а в нем сколько подъездов, столько и проблем: ни тепла, ни света, и окна тоже не закрываются.

Паспорт готовности

Все проблемы, о которых говорят авторы писем, имеют общий корень – плохая работа управляющих компаний. Даже президенту РФ Дмитрию Медведеву пришлось призывать управляющие компании в сфере ЖКХ активнее заниматься благоустройством домов. «У людей, конечно, завышенные ожидания, но и вы должны ориентироваться на результат»,?– обратился глава государства к руководству управляющих компаний, выступая на Совете по развитию местного самоуправления.

По этой теме, звучащей в письмах, высказывает свое мнение правовед, кандидат юридических наук Игорь Гордеев.

«По существующим «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда» (постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170, плюс подзаконные акты), жилой объект нужно начинать готовить к зиме сразу после завершения отопительного сезона, то есть с апреля-мая. Паспорт 100-процентной готовности дома должен быть готов не позднее 25 августа. Этот документ коммунальщики любого вида управления обязаны предоставить каждому жильцу, а там должны быть прописаны все выполненные работы, к примеру: стекла вставлены, двери закреплены, чердаки с подвалами утеплены, а отопительная система технически исправна и надежна. Иначе могут выйти из строя стояки и коммуникации, замерзнуть люди.

Если же управляющая компания и администрация игнорируют правила и отмахиваются от жалоб, обращайтесь в районную жилищную инспекцию, ее обязанность – срочно отреагировать, все проверить и потребовать выполнения работ, для чего имеются законные рычаги.

Наконец, по Жилищному кодексу РФ вы имеете полное право отказаться от недобросовестной управляющей компании. Тут, если она окажет сопротивление, вам поможет суд».

Глобальное похолодание

По мнению Общественной палаты, решить этот вопрос можно, усилив контроль государства над деятельностью управляющих компаний и ужесточив ответственность за недобросовестное расходование средств.

По заключению Общественной палаты, городские и районные управляющие компании пользуются несовершенством Жилищного кодекса и недобросовестно распоряжаются полученными от населения средствами. При этом местные поставщики тепла оказываются фактическими банкротами.

Так, в Сергиевом Посаде за несколько лет скопился долг перед Водоканалом и Теплосетью в 700 миллионов рублей при бюджете города примерно в 450 миллионов рублей. «Наш анализ показал, что поступающих в УК денег достаточно для покрытия услуг Теплосети и Водоканала. Но управленцы около 40% этих денег куда-то девают», – сообщил глава Сергиева Посада Николай Маслов. При этом жители города исправно платят за коммунальные услуги.

Непосредственно перед Теплосетью долг равен 380 миллионам рублей, задолженность некоторых УК составила более шести периодов. Предприятие не может расплачиваться за потребляемые им электричество и газ, что грозит остановкой котельных и систем жизнеобеспечения. Пока Теплосеть для оплаты электричества и газа использует средства, которые должны были пойти на выплату налогов и зарплаты более чем 600 работникам. В преддверии отопительного сезона в Сергиевом Посаде сложилась практически чрезвычайная ситуация.

Без отопления в течение зимы боятся остаться и жители Красногорска. В управляющей компании объяснили, что 50 миллионов рублей, которые жильцы платили за коммунальные услуги, «куда-то» потерялись.

В разгар прошлой зимы людей уже оставляли без электричества и частично без отопления. Свет и тепло в районе дали только после того, как в СМИ появилось открытое письмо жителей губернатору Московской области Борису Громову. В марте по вине управляющей компании без горячей воды остались жители Каширы. Задолженность висит и над Теплосетью Орехово-Зуева.

По мнению председателя комиссии Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политики Елены Николаевой, в новом Жилищном кодексе отсутствуют жесткие требования к участникам социально значимой деятельности по управлению домами, не предусмотрен надзор над ними. Этот вопрос можно решить, усилив контроль государства, ужесточив ответственность управляющих компаний за недобросовестное расходование средств. Здесь необходимо внести изменения в существующее законодательство, в частности ввести систему «расщепления» платежей, когда УК получает плату и отвечает только за благоустройство подъезда и двора, а непосредственно за коммунальные услуги население платит напрямую ресурсо-снабжающим организациям.

Пока же правительство России выпустило постановление, уже в нынешнем месяце вступившее в силу. По этому постановлению собственники жилья смогут отслеживать, как управляющая компания тратит их деньги. Есть надежда, что новый документ поможет влить работу УК в законное русло на пользу собственников жилья.

Юлия Синицына