Вопрос-ответ

На вопросы читателей «КР» отвечает юрист Анна Зыкова

Вот вам и срок!

Строительная фирма построила мне дом, на который при подписания приемного акта установила гарантийный срок – два года. Не слишком ли мало? А если дом начнет разваливаться через два года и три месяца?
Виктория Елисеева

Строительные фирмы вправе сами устанавливать гарантийный срок на свои изделия. Но существует еще и срок службы на выполненные работы. Если он не установлен, то в соответствии с п. 3 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», будет автоматически составлять пять лет со дня принятия работы. Если в течение этого периода в доме обнаружатся существенные недостатки, то вы вправе предъявить требования об их безвозмездном устранении.

Также согласно ст. 29 при обнаружении недостатков выполненной работы потребитель вправе по своему выбору потребовать:
– соответствующего уменьшения цены выполненной работы;
– возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.

Не предупредил – значит, виноват

Установил стальную дверь, дверь хорошая. Но есть проблема: только по окончании работ стало понятно, что открываться она должна не в ту сторону, которую я указал при подписании договора с фирмой... Теперь, чтобы попасть в квартиру, домочадцам приходится протискиваться в щель шириной 60 сантиметров. Так что все достоинства крепкой металлической двери меркнут по сравнению с теми неудобствами, которые она начинает доставлять. Скажите, могу ли я настаивать на бесплатной переделке двери?
Роберт Кутузов

– Да, можете. Подрядчик (фирма) при обнаружении возможных неблагоприятных для заказчика последствий обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний о дальнейших действиях приостановить работу. Обязанность исполнителя предупредить об основных потребительских свойствах результата работ, закреплена ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Если вам не сказали, что дверь будет открываться неудобным для вас образом, вы можете предъявлять требования в связи с некачественным выполнением работ, в том числе – настаивать на бесплатной переделке.

Без гарантии не бывает

Сделала дорогой евроремонт. Через восемь месяцев вспучился навесной потолок, отошли обои. Фирма исправлять огрехи не захотела, правда, в договоре не был оговорен гарантийный срок. Правы ли ремонтники?
Екатерина Бажанова

– Если гарантийный срок не определен, можно предъявлять претензии в течение двух лет со дня принятия выполненной работы (ст. 29 Закона «О защите прав потребителей»). Вам необходимо подать письменную претензию об устранении недостатков и установить период, в течение которого все должно быть исправлено.

Согласно ст. 30 того же закона недостатки работы положено устранять в разумный срок, назначенный потребителем. При этом назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю. За нарушение сроков устранения недостатков выполненной работы исполнитель выплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (ст. 30). Если такая цена не определена договором – от общей цены заказа (ст. 28). Если фирма этот срок нарушает, то вы вправе обратиться в суд.

Требуйте копию чека

Около двух лет назад приобрели на рынке комплект мебели для ванной. Недавно заметили трещину на раковине. Кассового чека не давали, а товарный – не сохранился. Продавец сейчас требует документ, подтверждающий факт покупки именно в их магазине, иначе дилер завода отказывает в замене раковины.
Светлана Чижикова

– Вы вправе предъявить претензии к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Когда срок гарантии или срок годности не установлены, можно предъявить требования в пределах двух лет со дня передачи товара (ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Итак, если с момента покупки не прошло два года, и вы помните примерную дату покупки, можно обратиться к продавцу за выдачей дубликата товарного чека и предъявить претензии к качеству товара. Через два года – увы, нет.

Отсутствие кассового или товарного чеков не является основанием для отказа в возврате денежной суммы за некачественный товар (п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»). Подтвердить факт покупки можно с помощью свидетельских показаний, но это только в случае, если дело дойдет до суда.

Пусть доказывает ГУ ИС

Для регистрации счетчика воды в отделе диспетчерской службы потребовали справку об отсутствии задолженности. В ГУ ИС нашли долг на сумму 3400 рублей (якобы за 2006 год). Когда я принесла все платежки с 2006-го по 2010-й мне сказали, что я должна 7000 рублей за 2001-2002 годы... Квитанции об оплате за тот период у меня не сохранились, но точно знаю, что все заплатила. Внятных объяснений мне никто не дает. Как доказать, что у меня нет долгов, и получить справку? Имеют ли право требовать с меня долг девятилетней давности? Правомерно ли требование ОДС представить справку о задолженности для регистрации счетчика воды?
Елена Силантьева

– Во-первых, срок исковой давности составляет три года, и если ДЕЗ считает, что у вас есть задолженность, пусть обращается в суд.

Во-вторых, ДЕЗ не вправе требовать какие-либо справки, если вы обращаетесь с заявлением о составлении акта по установке приборов учета или по поводу оплаты услуг по показаниям этих приборов.

Пиши претензию, не отходя от кассы

Администратор парикмахерской, выяснив, что я хочу сделать с волосами, назвала цену стрижки – 1600 рублей. Но по окончании работы потребовала заплатить 2000. К тому же подстригли меня ужасно, знающие люди, которым я пожаловалась, сказали, что, видимо, парикмахер – обыкновенный ученик. Что теперь можно сделать?
Ирина Саламова

– Скорее всего, ничего. Вам не следовало платить деньги сверх оговоренной суммы, так как исполнитель был не вправе в одностороннем порядке изменить цену услуги.

Кроме того, претензии по качеству оказанной услуги надо предъявлять сразу, написав заявление и зарегистрировав его (в крайнем случае, подойдет запись в жалобной книге). Если вы заплатили всю сумму и ушли, не оставив претензий, то сделать сейчас вряд ли что-то удастся.