Вы, кажется, спрашивали

Заключил со строительной фирмой договор на строительство дома из бруса. Материал предоставляла фирма. Заплатил за них и за работу по смете в полном объеме. Но в процессе строительства выяснилось, что представленный фирмой строительный материал (брус) сырой и весь в плесени. Что делать?
Андрей Мироненко

Потребитель вправе потребовать расторжения договора и возврата уплаченных денежных средств, т. к. согласно ст. 34 п. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель, предоставивший материал для выполнения работ, отвечает за его ненадлежащее качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества. Из этого следует, что потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные ст. 18 п. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей», а именно расторгнуть договор с возвратом уплаченных сумм. Для этого необходимо написать претензию в строительную фирму, ссылаясь на данный закон и указать требования.

Пусть попрыгают

Живем в пятиэтажке. В результате перепада напряжения в электрической сети во всех квартирах подъезда вышла из строя бытовая техника: телевизоры, видеомагнитофоны, холодильники. Факт перепада напряжения зафиксирован в журнале РЭУ. Что мы вправе потребовать от организации, обеспечивающей нас электроэнергией?
Людмила Савинская

Согласно ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» вы вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных вследствие предоставления услуги ненадлежащего качества: оплатить ремонт бытовой техники. Для этого потребуются:
– акт управляющей компании по факту аварийной ситуации, предварительная претензия с требованием о возмещении убытков;
– акты технического осмотра пострадавшего имущества, в которых будет отражен факт причины выхода из строя бытовой техники и стоимость ремонта;
– справка о неремонтопригодности, если товар не подлежит восстановлению (такие справки можно взять в сервисных центрах).

Замочные претензии

Во время гарантийного срока на металлической двери сломался замок. Претензию по устранению недостатков исполнитель не удовлетворил. На что я имею право?
Павел Лось

Согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать устранения недостатков выполненной работы в срок, установленный потребителем, или возмещения расходов по их устранению, по выбору потребителя. Для этого необходимо направить в адрес исполнителя письменную претензию или отдать ее под расписку с вашими требованиями. В данном случае оптимальным вариантом будет предъявление требования о замене замка, а если в установленный срок замок не отремонтируют (заменят), нужно будет предъявить требование о возмещении расходов по его приобретению самим потребителем и о последующей установке с привлечением сторонних лиц. Важно помнить, что все расходы должны быть подтверждены документально, поэтому покупать замок на рынке и доверять его установку шабашнику нельзя.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение срока удовлетворения требований потребителя исполнитель уплачивает за каждый день просрочки неустойку в размере 3%, но не более цены выполненной работы.

В случае если исполнитель не выполняет ваши требования, обращайтесь в суд.

Без квитанции не принимается

Заказал остекление балкона по рекламе в газете. Балкон застеклили, но очень плохо. Когда расплатился, мне пообещали, что придут, исправят огрехи, но это были только слова. По телефону никто не отвечает, а деньги я отдал без всяких квитанций. Даже не знаю, как фирма называется...
Дмитрий Хохлов

К сожалению, в этой ситуации уже ничего не поделаешь. Подобные фирмы-невидимки не редкость. Во избежание подобных ситуаций, к их услугам лучше не прибегать. И уж во всяком случае никогда не расплачиваться крупной суммой, не получив на руки квитанцию. При ее наличии можно было бы попробовать разыскать фирму, так как на печати указаны ее регистрационные данные. Это необходимо для того, чтобы доказать, что именно с ней имели дело. И тогда предъявить требования:
– либо соразмерного уменьшения цены за выполненные работы;
– либо бесплатного устранения недостатков;
– либо расторжения договора и возврата уплаченной суммы на основании ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В вашем случае можно попробовать обратиться в редакцию газеты. Если это было платное объявление, возможно, в бухгалтерии остались платежные документы, по которым можно вычислить обманщиков.

Место на стоянке – занято

Каждый месяц исправно плачу за место на платной охраняемой стоянке. Никаких чеков и квитанций мне не дают. Однажды на моем парковочном месте появилась «газель». Чья она, никто не мог сказать. Руководство только разводило руками, и мне пришлось ставить машину где придется. Когда через неделю место освободилось, я попросила вычесть деньги за то время, когда моя машина там не стояла. Мне ответили: «Деньги не вернем, место было занято». Можно ли какими-то правовыми мерами регулировать отношения с владельцами стоянки или же остается смириться с принципом «не нравится – не пользуйся»?
Екатерина Мулюкина

Согласно п. 4 «Правил оказания услуг автостоянок», перед началом сотрудничества вам обязаны дать полную и достоверную информацию об оказываемых услугах. Затем должен быть заключен письменный договор с указанием: фирменного наименования, юридического адреса организации-исполнителя либо Ф.И.О. индивидуального предпринимателя; ваших Ф.И.О. и адреса; даты заключения договора; всех прав и обязанностей сторон. Вам следует потребовать у руководства автостоянки заключения такого договора и выдачи всех документов (расписок, квитанций и т. п.).

Можете попытаться доказать, что ваше место было занято целую неделю, найдя свидетелей. Но действовать нужно было с первого же дня нарушения ваших прав. Необходимо было сразу же написать претензию на имя начальника стоянки о том, что ваше место занято другой машиной (укажите номер, приложите фотографии, которые могут фигурировать потом в суде). Взамен можно потребовать уменьшения цены за аренду (на стоимость суточной оплаты места, умноженное на количество дней, занятых посторонним автомобилем), либо предоставления на той же стоянке любого свободного места. Идеальный вариант, если к претензии вы приложите свидетельские показания соседей, подтверждающих, что парковка была занята посторонним. И такие заявления или акты нужно подавать начальнику каждый день, пока место не освободят.

Кто испортил пол?

Заключил с фирмой договор на установку натяжных потолков. Когда мастера ушли, во время уборки мы обнаружили, что установщики испортили напольное покрытие. Фирма повреждения устранять отказалась, мотивируя это тем, что это мы сами испортили и к ним никаких претензий не должно быть. При этом акт сдачи-приемки еще не подписан. Что предпринять?
Александр Карнетов

Раз акт приемки работ вами не подписан, следует написать исполнителю письменную претензию с указанием жалоб на проведенную работу и вашими требованиями. На основании ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения недостатков выполненной работы вы вправе потребовать от исполнителя устранения выявленных недостатков и назначить разумный срок (в данном случае можно воспользоваться ст. 314 ГК РФ, установив срок для устранения в 7 дней).

Можете отремонтировать покрытие, прибегнув к третьим лицам, а потом потребовать возмещения убытков, представив исполнителю документально подтвержденные расходы по устранению выявленных недостатков.

Если возникнет вопрос: кто, собственно, виноват в повреждении покрытия, исполнитель обязан провести экспертизу. В случае его вины он должен удовлетворить ваши требования. Не согласится – придется идти в суд.

Давно пора

Сдал машину в гарантийный ремонт в связи с производственным браком. Через 10 дней мне сообщили, что деталь для ремонта нужно заказывать из-за границы, поэтому в ближайшее время ничего сделать не могут. Вот уже более двух месяцев машина в ремонте, срок окончания которого в документах не указан. Предлагают взять машину напрокат, но я не хочу.

Изучив литературу, узнал, что мог уже по истечении 45 дней с начала ремонта требовать обмена машины на новую исправную. Или – возврата денег. Но проблема еще и в том, что машина куплена в кредит. Получается, я плачу в том числе и проценты, а пользоваться не могу.
Иван Шамов

Если срок ремонта превышает 45 дней, можно ваш случай признать существенным недостатком товара и предъявить те требования, о которых говорите.

Что касается кредита. При расторжении договора (отказа от договора купли-продажи) данные средства взыскиваются судами как ваши убытки, связанные с расторжением договора, поэтому чтобы не было проблем, выгоднее согласиться на замену авто. Кроме того, в связи с нарушением срока удовлетворения требований, вы вправе потребовать компенсации неустойки в размере 1% цены автомобиля за каждый день просрочки свыше 45 дней. Для этого необходимо:
– взять справку из СТО о невозможности ремонта автомобиля в 45-дневный срок и приложить копию заказ-наряда на ремонт;
– написать продавцу претензию, в которой предъявить одно из устраиваемых вас требований (замены автомобиля, возврата денег и возникающих в связи с этим убытков, в том числе оплаты процентов по кредиту).

Если выберете второй вариант, необходимо взять в банке справку о кредите, в которой должна быть указана уплаченная сумма, оставшаяся и разница между стоимостью автомобиля и фактически выплаченными по кредиту денежными средствами. Ее вместе с требованием вы вправе предъявить продавцу.

Анна Зыкина, юрист