Покупатель – это «наше всё»

Прошлогодний рынок жилья многих удивил и порадовал: и активен был, и ценам не давал стремительно расти. Своими мыслями о рынке недвижимости нынешнем мы попросили поделиться президента РГР Григория Полторака.

– Ситуация действительно выправляется. Нет ажиотажа, сделки идут спокойно. Поэтому и число сделок, зарегистрированное Росреестром в прошлом году, на 7% больше, чем в 2010 году. Аналитики объясняют это просто: люди поняли, что прекратилось падение цен, и потому начали более активно решать свои жилищные проблемы.

– Но ведь важно и то, что предложений жилья на рынке больше, чем желающих его купить...

– Это и хорошо, когда на рынке – равновесие.

– Не последнюю роль здесь сыграла ипотека?

– Да, в последний год появилось много ипотечных программ.

– Сегодня нередко можно услышать, что так называемый отложенный спрос – не исчез, что есть люди, которые ждут второй волны кризиса и надеются, что цены упадут... Так ли это?

– Чего ждут покупатели, сказать сложно. Если когда-то люди готовы были последние деньги вложить в ипотеку, то сегодня не решаются это делать – боятся, вдруг завтра останутся без работы, и деньги будут нужны им на жизнь.

– Это ипотечники. А те, у кого имеются наличные деньги, они что – ждут, когда цены станут еще ниже?

– Не передержать бы. Если есть реальная жизненная потребность, надо ее реализовывать. Конечно, сейчас не время делать спекулятивные инвестиции в недвижимость, а вот покупать для себя, для своих детей – самое то.

– Григорий Витальевич, а сами риелторы за последние годы изменились?

– Безусловно. За годы кризиса этот бизнес претерпел довольно сильные изменения. До кризиса компании привыкли жить на широкую ногу, увеличились затраты, которые не всегда были оправданы. А кризис заставил серьезно оптимизировать издержки. Многим стало понятно, что широко и дорого не всегда оправданно.

– Вот во время кризиса, да и после, на рынок вышло несколько новых компаний. Это же самоубийство! Или в этом что-то есть?

– Как часто сегодня повторяют, кризис – не только трудности, но и время новых возможностей. Есть инициативные люди, которые рассматривают нынешнюю рыночную ситуацию как возможность потеснить старожилов, у них много нерастраченной энергии, энтузиазма. Конечно, не все выживут, но те, кто закрепится, найдет свою целевую аудиторию, безусловно, принесут свежее дыхание на рынок профессиональных риелторских услуг. Повышение конкуренции – всегда на пользу клиенту и бизнесу в целом.

– А клиенты, на ваш взгляд, стали грамотнее?

– Безусловно. Интересуется историей компании, ее репутацией и репутацией сотрудника, с которым предстоит работать. Кризис расставил все на свои места.

– А вы согласны с утверждением, что покупатель сегодня – ключевая фигура рынка?

– В принципе – да. И хотя на рынке установилось некое равновесие между спросом и предложением, но все же к покупателям риелторы, скажем так, расположены больше. И не прогадывают. А потому у тех, кто это понял и стал больше ориентирован не на продавца, а на покупателя, и дела идут гораздо лучше...

Вениамин Вылегжанин