Сергей БАГАЕВ: Говорим «сертификат», подразумеваем качество и контроль

Цель отмены лицензирования риэлторской деятельности была благой: убрать административные барьеры, мешающие развитию рынка недвижимости. Добровольная сертификация, по идее, должна была заменить лицензирование, но за прошедшие полгода сертификационные свидетельства получили не более двух десятков компаний. Почему известные фирмы не спешат сертифицироваться? Этот вопрос наш корреспондент задал генеральному директору компании «Вавилон» Сергею БАГАЕВУ.

– Да, мы уже отработали на рынке недвижимости более 10 лет, но пока не думали об оформлении сертификата. Эта система еще не сложилась. Поэтому мы и не спешим. Сейчас в Москве есть два крупных сертификационных проекта. Один создан Российской гильдией риэлторов (РГР), а другой формируется при Московской лицензионной палате (МЛП). И мы пока не склоняемся ни к тому, ни к другому.
– Что так?
– Потому как думаем, что это пока еще промежуточные решения. Можно даже сказать, что это отголоски того перетягивания каната, которое началось год назад, когда стало ясно, что будет отменено лицензирование. Вот тогда и родились несколько проектов сертификации: от Госстандарта, от Московского совета предпринимателей, что при мэрии, от Московской лицензионной палаты, от Российской гильдии риэлторов и т.д. Но выжили только два. А должен быть один. Мы дождемся того момента, когда они найдут общий язык, объединятся, и тогда мы подадим документы на получение сертификата.
– Уже есть признаки объединения?
– Пока я их не вижу, но думаю, что будет именно так. Помните, в свое время в Москве тоже были две общественные организации одного уровня – Московская ассоциация риэлторов и Московская гильдия риэлторов? Теперь они объединились в МАГР. Вот и в случае с сертификацией, считаю, амбиции будут побеждены трезвым расчетом, пониманием того, что нельзя людей дезориентировать. Когда сертификат выдает несколько организаций, пусть уважаемых и авторитетных, значение важного и для риэлторов, и для потребителей документа обесценивается.
– РГР на первое место ставит качество риэлторской услуги. МЛП заявляет, что документ, идущий от госоргана, надежнее. Действительно, если бы они объединили свои требования, то получилось бы как раз то, что надо всем участникам рынка недвижимости.
– Да. Необходимо просто определиться, кто чем занимается в процессе сертификации. Кто отслеживает соблюдение стандартов практики, чтобы людей качественно обслуживали, а кто следит за соблюдением законности с оформлением документов, регистрацией фирмы и т.д.
– Чья система сертификации, на ваш взгляд, эффективнее? Мне приходилось слышать, что общественные организации к фирмам лояльны. Пожурят и…
– Совсем нет. По моему мнению, сертификация от РГР более «продвинута». Кстати, такие сертификаты сегодня получило большее количество фирм.
– Да, она более «продвинута» по качеству услуг. Но я имею в виду уровень контроля, чтобы риэлторы, как говорится, чувствовали «карающий меч правосудия». Сертификат, выдаваемый госорганом, не более ли предпочтителен для клиентов?
– Может быть. Но, на мой взгляд, самым лучшим будет сертификат, который выдается бесспорным профессионалам, но при этом обозначает жесткий контроль над их деятельностью. Между прочим, хотя уже прошло полгода с момента отмены лицензирования, для клиента все равно остается важным наличие у фирмы лицензии, пусть она и не действует! За шесть лет существования лицензирования люди привыкли на это ориентироваться и обязательно спрашивают номер. Заметьте, фирмы, у которых были лицензии, указывают их все в рекламе.
– А можно?
– А почему нельзя? У нас же лицензии никто не отбирал. Вот если бы фирма была лишена лицензии, или она у нее отозвана, приостановлена, тогда нельзя ссылаться на нее.
– Значит, лицензия стала своего рода символом. Как памятный знак или… сувенир.
– Все равно люди смотрят на это очень пристально. И пока они не научатся отличать фирмы, давно работающие на рынке, от фирм-однодневок, агентства недвижимости будут указывать свой номер лицензии.
– Сергей Иванович, а лично вы отмену лицензирования оцениваете положительно?
– По большому счету, да. Мавр сделал свое дело и должен удалиться. Лицензирование сыграло свою положительную роль, но к моменту отмены оно превратилось в пустую формальность. Рынок-то с годами взрослел, а лицензионные структуры с 1996 года законсервировалисьѕ
– Резюмируем. Документ, подтверждающий профессионализм и надежность, у фирмы должен быть обязательно.
– Безусловно. И это будет. Никуда лицензионная палата от этого не денется и общественные организации (РГР и МАГР) в стороне не останутся. А от объединения все только выиграют. Если одним фронтом будут выступать две авторитетные структуры, то они смогут полностью защитить клиентов от недобросовестных риэлторов.
– Некоторые компании начали выдавать страховые полисы. Как вы к этому относитесь и не собираетесь ли тоже идти по этому пути?
– Мы в этих забегах не участвуем. Наша компания работает в том формате, в котором работала и 8 лет назад. А если хотите знать мое мнение – это рекламный ход. И мы уже такое делали. Еще в 1994 году выдавали страховые полисы на красивой финской бумаге с водяными знаками. Но клиенты на это мало реагировали. Может, мы не так широко эту акцию рекламировали, не делали публикаций в прессе.
– Значит, главное, качественно проводить каждую сделку, а не подкреплять ее полисом…
– Естественно. Качество сделки – главное. Мы давно делаем ставку на это. Если мы плохо поработаем с клиентом, то он не приведет потом сюда своих знакомых, друзей и мы будем терять клиентов. А пока у нас больше половины сделок проходят по знакомству, значит, идем верной дорогой…
– Сергей Иванович, вы, будучи президентом МАРа, организовали клуб риэлторов. Потом о нем ничего не было слышно. А сейчас об этом вновь заговорили.
– Клуб риэлторов мы организовали еще в 1994 году. Он просуществовал года полтора-два. Не было постоянного собственного помещения, и эта клубная идея не могла себя реализовать. Клуб же нужен для неформального общения, причем всех участников рынка недвижимости, не обязательно москвичей...
– Наверняка, чтобы стать членом клуба, нужно заплатить энную сумму?
– Пока рано так подробно рассказывать об этой структуре. Есть схема членства. Она достаточно простая, но в то же время широкими полномочиями наделен совет клуба, который, в частности, будет даже вправе без объяснения причин отказывать в членстве.
– Насколько цивилизован наш рынок недвижимости?
– Я считаю, что и 5 лет назад рынок был цивилизованным. Но лазейки для криминала всегда были и будут. Перекрыть их невозможно. Надо, чтобы люди сами осознавали, с какими фирмами надо работать. С теми, которые платят налоги, которые подконтрольны госорганам, доступны по всем правовым действиям, или с теми, кто находится в подвале, не выдает никаких документов и ничего не гарантирует.
– И входит в общественные организации...
– Да это важно. Мы, когда организовывали МАР, сразу же создали комитет защиты прав потребителей, чтоб людям было куда обратиться. Чтоб подать в суд заявление, надо массу порогов обить. А это простая и доступная структура, которая не столько наказывает, сколько разъясняет ситуацию. Кстати, комитет не всегда встает на защиту потребителя. Там объективно рассматривают все претензии. Нередко достаточно объяснить и растолковать клиенту, почему он почувствовал себя обиженным, а на самом деле никто его не обижал. И очень часто люди с заседания комитета уходили удовлетворенными, потому что им квалифицированно рассказали, что они заплатили столько потому, что это столько и стоит. Они же считали, что с них взяли лишние деньги. И тогда, и сейчас главная задача комитета – просветительская.
– И в заключение – совет опытного риэлтора населению. Как не попасться на крючок мошенника?
– Главное, не нужно спешить. Поинтересуйтесь, а была ли лицензия у фирмы? Если да, то она была «просвечена», ее проверяли и у нее есть какой-то опыт работы. Узнайте, как о ней отзываются в риэлторском сообществе? А если фирма является членом МАГРа, то она обязалась соблюдать кодекс этики и стандарты практики, готова отвечать перед комитетом защиты прав потребителей за качество своей работы. И неважно, есть у фирмы сертификат или нет, но если она входит в сообщество, соблюдает все его правила, то такая фирма никогда не обманет и не бросит в беде своего клиента.

О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Сергей Иванович Багаев родился в 1956 году в городе Спасск-Дальний Приморского края в семье военнослужащего.
В 1973 году он поступил в Высшую школу КГБ на технический факультет, получил специальность «инженер космической связи». С 1982 года серьезно занялся фотографией: работал внештатным фотокорреспондентом газеты «Московский комсомолец», руководил фотостудиями в центрах детского технического творчества. Начальный капитал, заработанный фотобизнесом, позволил открыть собственное дело – в марте 1991 года зарегистрировал малое частное предприятие «Вавилон» (сегодня ООО «Компания Вавилон»).
В декабре 2000 года агентство победило в конкурсе «Лучший предприниматель 10-летия» в номинации «Лучшая риэлторская фирма». Компания награждена дипломом правительства Москвы с вручением фирменного знака конкурса – статуэтки «Пилар».
Женат. Елена Владимировна Багаева по специальности экономист. Двое детей – сын и дочь.

Вениамин Вылегжанин