Юрист и риелтор – не конкуренты

Продолжаем разговор, начатый в материале «Кто, если не он. Риелтор или адвокат?» (№ 40 от 13 октября), где автор утверждает, что сегодня покупатель жилья предпочитает обращаться за помощью не в агентства недвижимости, а в юридические компании. Рассмотрим и другую точку зрения. Рассказывает Леонид Муравин, заместитель генерального директора агентства недвижимости «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА».

Выход отдельных юристов на тропу войны с риелторами – новый неприятный тренд на рынке столичной недвижимости. Это свидетельствует о том, что некоторые юристы перестали обеспечивать себя клиентурой. Так почему бы, решили они, не заглянуть на чужую (риелторскую) территорию? Переманить, так сказать, к себе наших клиентов. Правильно ли это?

В условиях ужесточения конкурентной борьбы можно было бы понять и это. Но с юристами мы работаем в разных направлениях. Мы не конкуренты, а союзники. Решаем для клиента разные задачи. Разными методами, способами, инструментами.

К тому же, некоторые идеи, озвучиваемые некоторыми адвокатами, не всегда корректны. К примеру, один юрист пишет: «...по данным компании, в течение 2011 года количество... клиентов, переметнувшихся на сторону юристов, увеличилось на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года...». Совершенно непонятно происхождение такой информации. Кто, когда, каким образом, по каким методикам проводил такого рода исследования? У читателя нет возможности проверить эти, с позволения сказать, «данные».

Еще более экзотичной представляется информация о том, что «большинство юридических фирм в данный момент только увеличивают бюджеты на продвижение услуг по сопровождению сделок с недвижимостью, в то время как большинство агентств недвижимости активно сокращают свои затраты на пиар и рекламу, что свидетельствует о не самом лучшем финансовом самочувствии риелторских компаний...». Вывод совершенно не очевидный. Снижение затратной части рекламного бюджета риелторских компаний говорит лишь о том, что у нас нет необходимости гоняться за дополнительными обращениями граждан. Все и так идет хорошо. Наши услуги востребованы.

Есть интересные цифры: осенью 2011 г. статистика учета количества посетителей нашего агентства (а это один из абсолютно прозрачных инструментов оценки эффективности риелторского бизнеса) очень показательна: посещаемость нашего офиса по сравнению с осенью прошлого, 2010-го года, выросла более чем в два раза. Эту статистику можно проверить, с ней можно ознакомиться, это – объективные данные. И зачем при таком рынке увеличивать издержки на рекламу или PR?

Скорее всего, на фоне развития рынка недвижимости мы видим общее увеличение обращений граждан за помощью в решении жилищных вопросов к специалистам. Нас это несказанно радует. Если рядом с клиентом в ходе подготовки и проведения сделки будет, кроме риелтора, еще и толковый юрист, разбирающийся в вопросах недвижимости и готовый реально и искренне помогать нашему клиенту, такому юристу у нас – зеленый свет.

Но если с клиентом приходит «специалист», скажем так, по уголовному или по таможенному праву, желающий подзаработать неких деньжат на почве низкой юридической грамотности наших граждан, постоянно вставляющий и нам, и клиенту палки в колеса, все идет кувырком. Клиент и так нервничает, а тут еще ему подкидывают всякого рода страшилки типа: «когда кинут риелторы, я готов вас защищать в суде!».

Запомните, господа юристы! Риелторы не заинтересованы «кидать» своих клиентов. Ни при каких обстоятельствах. Ни при каких условиях мы не подставляем своих клиентов. И нам нечего делать в судах любой инстанции. Если г-н юрист не имеет (или делает вид, что не имеет) ни малейшего представления о содержании риелторской услуги, то это не означает, что такого содержания нет вовсе. Сводить риелторскую деятельность лишь к процессу подбора недвижимости и организации регистрационных действий в соответствующей госструктуре, это совершенно недопустимый прием. Основывающийся на устаревшей информации.

Лет 7–8 назад, сразу после отмены лицензирования, в Москве на самом деле существовало немало мелких агентств, где не было штатных юристов. Сделки проводились, что называется, «на авось». Но настали иные времена. Сегодня рынок жестко требует от агентств недвижимости полновесной юридической составляющей в риелторской услуге. В большинстве риелторских компаний, таких, например, как наша, работает штат профессиональных юристов. Риелторская услуга – это многослойный пирог, тут множество разнообразных дел, которые мы выполняем. И агентство может нести ответственность перед клиентом за свой продукт лишь в том случае, если проводит сделку всю, целиком, от начала и до конца.

Увеличение числа обращений граждан за получением сугубо риелторских услуг в юридически компании – это следствие общей низкой правовой грамотности людей. К юристу нельзя ходить за покупкой-продажей квартиры! Нельзя же идти к стоматологу за гинекологической консультацией. Хотя и там и там стоят медицинские кресла, но они же разные!

Мы, риелторы, с огромным уважением относимся к непростому труду адвокатов. И с радостью готовы с ними сотрудничать.

Вениамин Вылегжанин