Александр Скороспелов: «В строительстве не спад, а переходный период»

Александр Скороспелов: «В строительстве не спад, а переходный период»

Юго-Восточный округ в последние годы был одной из главных стройплощадок Москвы. В Люблине и Марьине выросли целые города новостроек с детскими садами, школами, поликлиниками. О градостроительных перспективах юго-востока столицы корреспондент «Квартирного ряда» беседует с заместителем префекта ЮВАО Александром Скороспеловым.

– Александр Васильевич, в прошлом году в округе было введено свыше 750 тыс. кв. м жилья. А нынче планируется всего 198 тыс. кв. м. Что это – спад, вы сдаете свои позиции? – Прежде строительство жилья велось в основном на свободных площадях, благо их было немало. Теперь нужно активно осваивать промышленные зоны, заниматься пятиэтажками, реконструкцией и реновацией кварталов сложившейся застройки. 2004 год – это своего рода переходный период, перестройка на марше. Поэтому и объемы строительства упали, но это ненадолго. Уже в 2005-м мы планируем ввести более 500 тыс. кв. м жилья, а затем будем сдавать по 700-750 тыс. кв. м ежегодно. – Недавно в округе были построены две какие-то особенные школы... – Да, это в Люблине (на 930 мест) и в Текстильщиках (1080 мест). Действительно, школы особенные – это совершенно новый подход к строительству учебных заведений в нашем округе. Школы построены по индивидуальным проектам на месте снесенных старых. Их можно сравнить, пожалуй, с хорошим театром. Огромные рекреации, прекрасные актовые и спортивные залы, в которых осенью или зимой в плохую погоду могут заниматься все учащиеся. Большое спасибо руководителю окружного Управления образования Альберту Борисовичу Полле, который смог добиться включения этих школ в план реконструкции. Уже в новом учебном году здесь принимают детей. – Программа сноса и отселения пятиэтажек претерпела в этом году немалые изменения... – В основном это коснулось 114 и 117-го кварталов Кузьминок. Поначалу в 2004 году предполагалось снести 15 домов площадью 42,6 тыс. кв. м, но после заседания Координационного совета правительства Москвы в марте и высказанных мэром в наш адрес замечаний количество сносимых домов увеличилось до 18. Плюс шесть домов мы взяли на частичное отселение с переходом на 2005 год, чтобы процесс был непрерывным. К тому же городские власти приняли решение о расселении жителей сносимых пятиэтажек в районах проживания, что осложнило работу. От судебной практики пришлось отказаться, за исключением тех случаев, когда требования жителей были уж слишком завышены. Сняли с ввода в строй корпус 3 в 117-м квартале Кузьминок, так как жители наотрез отказались ехать в другие районы в ожидании строительства нового жилья во дворе их дома. Принимали и нетрадиционные меры. Переселяли людей, конечно, по договоренности с ними, со строителями и Департаментом жилищной политики в не совсем готовые квартиры. Жители перевозили вещи, а пока строители доводили дома до ума, новоселы размещались у знакомых, на дачах и даже в гостиницах – СУ-155 специально для этого сняло несколько номеров. Это было непросто, и немало критики прозвучало со всех сторон, но, надо отдать должное, глава управы Кузьминок Алан Лазаревич Калабеков и начальник Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в ЮВАО Валентина Александровна Рослякова приложили немало усилий, чтобы решить проблему, и справились задачей. В первом квартале были снесены четыре дома площадью около 12 тыс. кв. м, во втором – по плану один дом по 6-й Кожуховской улице и дополнительно, еще два: в Выхине-Жулебине и Люблине. Таким образом, в первом полугодии снесли семь домов. А отселили – девять. – Куда? – В дома в пределах нашего округа, в основном в районах, где люди проживали ранее. – В некоторых округах, где много строится, возникают серьезные проблемы с тепло– и энергоснабжением новых домов и кварталов. Насколько это актуально для юго-востока? – В городе не хватает электроэнергии и тепла, этот вопрос рассматривался на заседании правительства Москвы. Все большую остроту ситуация приобретает на северо-востоке и северо-западе. Инженерные коммуникации, кабельные сети у нас прокладываются строго по графику. Мы создали хороший задел на 2005-й и последующие годы. Введена в строй Люблинская РТС, которая решила многие вопросы по 39 и 40-му микрорайонам Люблина. – Москвичей все больше интересует программа реконструкции кварталов. У вас есть что сказать жителям ЮВАО по этому поводу? – Мастерская НИиПи Генплана г. Москвы разработала градостроительное обоснование по реконструкции 126-го микрорайона Рязанского района и 115-го микрорайона Кузьминок. В самое ближайшее время, надеюсь, будет определен инвестор. Рассчитаны градостроительные возможности первого этапа комплексной реконструкции кварталов: 80-го в районе Нижегородский, 120-го в Кузьминках и 128а в районе Рязанский. Планируется также разработать градостроительную документацию на реконструкцию и реновацию кварталов в Печатниках (Батюнинская улица), 77, 78 и 79-го в районе Нижегородский. – Александр Васильевич, в самом начале интервью вы сказали о новых подходах к жилищному строительству, связанных с реорганизацией и освоением промышленных зон. Что-то уже делается? – У нас наибольшая площадь промышленных зон в Москве – они занимают почти 35% территории округа. И являются на сегодня основными, практически единственными источниками площадок для строительства. До 2020 года мы планируем сократить производственные территории почти на треть – с 4064 до 2804 га. В промзоне «Грайвороново», что в Рязанском районе на границе с Кузьминками, уже начали строить около 500 тыс. кв. м жилья. С территории предстоит вывести 4 тысячи гаражей и столько же построить в другом месте, чтобы не было ущерба для жителей. Намечается колоссальная работа по перекладке коммуникаций. То же самое можно сказать и по промзоне «Южный порт». В микрорайоне 39 в Печатниках в этом году начнется строительство около 300 тыс. кв. м жилья. – А транспортная инфраструктура... Изменится ли? – Разумеется. Третье транспортное кольцо хоть и разгрузило дороги, но до конца проблемы не решило. Сейчас идет проектирование Четвертого, которое пройдет по территории округа. В 2008 году планируется построить мост через Москву-реку из Нагатина в Печатники и сделать хордовое соединение двух берегов. Предполагается организовать одностороннее движение через два прокола под железной дорогой – Южный и Северный – в Печатниках. Договорились с руководством Московской железной дороги, чтобы при реконструкции моста связать Печатники с Марьиным и Люблиным. Кроме того, в планах – возведение эстакады через железную дорогу, расширение улицы Кухмистерова и строительство тоннеля под железнодорожным полотном Курского направления в районе станции метро «Люблино». – Гаражи – весьма больная тема, их в принципе не хватает. Как будет в округе развиваться гаражное строительство? – Это одно из приоритетных направлений в градостроительном плане развития Юго-Восточного округа. С 1998 года у нас введено 51,8 тыс. машиномест. Цифра вроде бы внушительная, но если сравнить ее с количеством автомобилей, а их ни много ни мало – 246,6 тыс., то это явно недостаточно. В ближайшее время мы рассмотрим вопрос строительства гаражей на территории округа с представителями проектной мастерской НИиПИ Генплана, Москомархитектуры, Института гаражного строительства, управ районов. Посмотрим возможности размещения и подготовки программы гаражного строительства на 2005-2007 годы. А до конца этого года планируем ввести еще 4730 машиномест. – Завершая разговор, можно сказать, что строителям работы хватит еще надолго... – Юрий Михайлович Лужков, поздравляя строителей с профессиональным праздником, сказал, что Москва как минимум 25 лет сохранит ежегодные темпы строительства в 5 млн. кв. м жилья. Для этого у города есть все. И наш округ, конечно же, внесет свою лепту. Напомню, в следующем году за счет освоения промышленных зон мы планируем построить около 500 тысяч кв. м жилья. Продолжится программа сноса пятиэтажек, всего планируется снести 67 пятиэтажных и 111 ветхих домов, а на их месте возвести современное жилье. Причем, завершить программу собираемся не к 2010, а 2008-му году. И третье направление – реконструкция и реновация кварталов, этот проект у нас должен стартовать в 2005 году. Татьяна Ушанова