Большая груша

Большая груша

Сейчас столица на карте напоминает большое яблоко. В новых границах она скорее похожа на большую грушу. Меняются не только очертания ее границы. По словам столичного градоначальника, Москва меняет саму стратегию своего развития, уходит от прежней моноцентричной схемы, когда все дороги сливались в одном центре и центростремительные силы сжимали все эти потоки – транспортные, людские.

Меняем кольца на радиусы

«Сегодня мы получаем полицентрическое развитие региона, дополнительно еще один центр, меняем планы развития обоих регионов таким образом, что будет еще несколько центров, и транспортная сетка станет не радиальной, а полицентричной. И все расселение и размещение производительных сил будет более равномерным, более комфортным для людей», – говорит Сергей Собянин. А по сообщению губернатора Бориса Громова, уже проработаны транспортные схемы новой территории, которые будут образовывать большие и малые квадраты.

Как информирует пресс-служба мэра и правительства Москвы, осуществление мероприятий, необходимых для расширения территории города, станет важнейшей задачей программы развития транспортного комплекса Московского региона. В рамках этой программы будут осуществлены меры, обеспечивающие разгрузку исторического центра столицы от транзитного движения транспорта.

В частности, предполагается:

1. В сфере дорожно-мостового строительства – формирование внутри существующих границ Москвы трех хордовых направлений и реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) с целью минимизации транзитного автомобильного движения через город; реконструкция радиальных направлений на головных участках за МКАД; реконструкция поперечных направлений в зоне 15–20 км от МКАД.

2. В сфере развития скоростного внеуличного транспорта – строительство новой линии метрополитена в Сколкове, продление линии метрополитена от станции «Юго-Западная» на два перегона – «Тропарево» и «Румянцево», продление линии метрополитена от Южного Бутова на один-два перегона в район Коммунарки; первоочередное развитие железнодорожного транспорта в западном, юго-западном и южном направлениях в соответствии с генеральной схемой развития Московского железнодорожного узла; строительство двух железнодорожных вокзалов на Киевском и Курском направлениях МЖД в районе пересечения с автомобильной дорогой А-101; строительство соединительных железнодорожных путей между Смоленским и Киевским направлениями МЖД, модернизация и продление Усовской железнодорожной ветки; строительство линий скоростного трамвая преимущественно в широтном направлении для обеспечения удобных транспортных связей.

3. Создание системы транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые обеспечивают пересадку пассажиров с системы пригородно-городского транспорта на систему городского пассажирского транспорта.

Завтра начинается сегодня

По словам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, исторически Москва развивалась как моноцентричный город, 40% рабочих мест располагается в пределах Бульварного кольца. Каждое утро большие потоки людей едут в центр и каждый вечер – обратно, это является одной из причин пробок.

Второй мощный центр, который создадут на Юго-Западе города после расширения, будет оттягивать часть транспортного потока. «Если там создадут рабочие места, то людям не придется ездить в центр на работу, – поясняет Михаил Блинкин. – А значит, и пробок будет меньше».

Как сообщил зам. мэра столицы по вопросам развития транспорта Николай Лямов, теперь московским властям предстоит скорректировать программу развития столичного транспортного узла, рассчитанную на 2012–2016 годы с перспективой до 2020 года.

Несмотря на то что программа несколько месяцев назад была одобрена столичным правительством и министерством транспорта РФ, документ может быть пересмотрен, как только новые границы Москвы будут законодательно определены.

«У нас есть программа развития московского транспортного узла, которая учитывает еще и территорию области. Поэтому предлагаемыми решениями, если они примут законную силу, необходимо будет провести корректировку указанной программы уже в сторону тех территориальных изменений, которые будут происходить», – пояснил Лямов.

Николай Блинкин полагает, что осью развития новой территории столицы является Калужское шоссе. «Там придется начинать работы уже завтра, не дожидаясь окончательного решения по границам нового федерального округа», – говорит он. Предстоит сделать, в частности, дорожную развязку и транспортный узел. Нужно замкнуть дороги на малом кольце железной дороги.

Самое сложное, считает эксперт, «утрясти юридические и земельные вопросы, от этого во многом будет зависеть скорость». Вопрос земель явно не последний в этой проблеме. М. Блинкин даже предложил ввести мораторий на «стихийную приватизацию полос отвода» (под строительство и эксплуатацию дорог) на новых территориях. Сегодня, по его данным, владельцы участков выстраивают заборы и там, где идет придорожная полоса.

Как считает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, если часть производственных помещений и офисов из центра Москвы переведут в новые районы, то в городе станет гораздо свободнее. Однако «при условии, конечно, что освободившиеся помещения не будут забиты коммерсантами, привлекающими большой поток транспорта».

В свою очередь, исполнительный директор Московского транспортного союза (МТС) Юрий Свешников считает, что уже сейчас необходимо «вытягивать» скоростные маршруты общественного транспорта за пределы МКАД. Он напомнил, что такая работа уже проводится на Ленинградском и Варшавском шоссе, где планируется создать выделенные полосы для общественного транспорта в сторону области.

«Но для начала надо понимать, что на этих новых территориях будет, что может измениться с точки зрения пассажиропотока. Если там будут жилые районы – то это одно, если административные здания – другое, если заводы – третье. И от этого будут зависеть как транспортная ситуация, так и пассажиропоток», – говорит Ю. Свешников.

Владимир Танин