Детский сад за дядин счет

Детский сад за дядин счет

Кризис 90-х вызвал падение рождаемости, и как следствие – перепрофилирование множества зданий, где располагались дошкольные учреждения. Сейчас, когда рождаемость пошла вверх, вернуть здания обратно во многих случаях невозможно: они либо проданы, либо просто развалились. Стало быть, придется строить заново. А за чей счет?

Мини-выход от безвыходности

Строительному комплексу столицы определены приоритеты на социальные объекты: школы, поликлиники и физкультурно-оздоровительные центры, и в первую очередь детские сады. Однако городские власти не в состоянии решить такую глобальную проблему в одиночку.

Первым и абсолютно народным способом решения проблемы нехватки детских садов стало появление мини-садов в квартирах. Но, как оказалось, это не выход. Не только незаконно, но и опасно – в первую очередь для детей. Квартиры не оборудованы для пребывания в них малышей дошкольного возраста. Кроме того, нередко с ними работают неквалифицированные специалисты, не говоря уже о том, что никто не гарантирует, а главное – не отвечает (!) за соблюдение санитарных норм. Конечно, можно понять родителей, которые от безвыходности отдают детей в такие сады, но говорить о том, что это действенное решение проблемы, не приходится.

Детский сад – предприятие дорогостоящее. Следовательно, свою весомую лепту в проблему нехватки детских садов может внести бизнес. Вот только захотят ли предприниматели отдавать свои кровные?

Самый простой способ: поставить предпринимателя в такие условия, когда он будет заниматься благим делом добровольно-принудительно. Но эта мера не слишком действенная. Ведь когда заставляют, хорошо работать не будешь. Лучше попробовать поискать компромиссный, всех устраивающий вариант; на такие условия бизнес, как правило, соглашается.

Инновации нужны везде

В начале 2000-х в Москву пришел новый формат строительства – квартальная реконструкция. Стало очевидно, что отдельные проекты не только не решают проблем, но даже... их умножают. Ведь если при строительстве жилого дома, административного здания или торгового центра заранее не подумать о подходах, подъездах, инфраструктуре, то возведение следующего точечного объекта на этой территории вызовет еще большие сложности. Поэтому понятна позиция главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, который уже не первый год добивается того, чтобы проекты росли в объемах и охватывали не 2–3 дома, а целый квартал. Когда речь идет о таких объемах, и заинтересованность бизнеса возрастает. А с ней – и его социальная ответственность. Ведь одно дело – просто возвести жилой комплекс. Другое – построить здесь школу или детский сад.

Есть, например, компания, которая активно выступает за строительство инновационного детского сада на Амурской улице. Разработку проекта всего квартала поручили ГУП «НИиПИ Генплана Москвы». Но из-за того, что на законодательном уровне пока отсутствуют нормы, отвечающие за диалог социально заинтересованного бизнеса, обычных граждан и власти, многие начинания воспринимаются с некоторым недоверием. И понять это можно: ведь свежи еще в памяти «лихие 90-е», когда корысть и желание «навариться» на чем угодно, в том числе, и в ущерб интересам людей, правили бал. Требуется планомерная работа по выстраиванию трехстороннего диалога, поддержка тех реальных дел, которые начали себя проявлять. Тот же садик на Амурской улице: благодаря инициативе бизнеса, поддержанной снизу, стало возможным появление на его месте уже в будущем году полноценного центра развития ребенка – с бассейном, современным компьютерным классом, с услугами массажиста и психолога. Расчитан центр на 220 мест, 12 групп. Новый сад не только значительно улучшит ситуацию с очередностью в дошкольных учреждениях, но и станет первой ласточкой на пути реконструкции всего микрорайона Калошино, внешний вид которого сегодня уже явно не соответствует облику современного инновационного города, к которому стремится Москва.

Еще один пример «девелопмента с социальным лицом» – загородный поселок «Салтыковка Престиж». Компания не только построила здесь 2 новых детских сада, но и активно формирует вокруг поселка некое подобие дисконтной сети – договаривается с локальными предприятиями социального, бытового обслуживания, организациями физкультуры и спорта, магазинами о предоставлении в будущем скидок жителям поселка.

Вполне очевидно, что бизнес и хочет, и может оказать посильную помощь в решении проблемы нехватки многих социально значимых объектов инфраструктуры. Предприниматели готовы, так сказать, выступить локомотивом. За городскими властями главное – оперативно поддержать начинания. Ведь на первом этапе достаточно оказать хотя бы административную поддержку девелоперам. О финансовой речь пока не идет.

Вадим Горжанкин, генеральный директор PR-агентства «Красное Слово»