Дороги решают все

Дороги решают все

Московские пробки побили уже все рекорды. Что можно и нужно сделать, чтобы освободить от них город? Высказать свое мнение мы попросили депутата Мосгордумы, председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаила Москвина-Тарханова.

Средство передвижения?

– В сборнике о Генеральном плане Москвы, опубликованном в 1971 году, показано развитие дорог, транспортных систем к 90-м годам двадцатого века. В разделе «Легковой транспорт» написано, что в ближайшее время количество машин достигнет 550 тысяч. А в перспективе общее число может составить 1 млн 200 тыс., и это создаст огромные проблемы. За 40 лет мы с числом машин не угадали. Сегодня в городе не 550 тысяч, не 1 млн 200 тысяч, а 3 млн 600 тысяч автомобилей. На расчетную мощь дорожно-транспортной сети упала троекратная нагрузка.

К 2025 году в Москве ожидается рост численности населения до 16 млн человек. Примерно у 40% москвичей будут машины, значит, на улицах появится около 6 млн автомобилей.

Надеяться на то, что люди сменят машины на какой-то другой вид транспорта, например электромобили, пока не приходится.

– Что можно сделать? Нужно ли пересматривать Генеральный план столицы, принятый совсем недавно?

– Мэр представил программу действий.

Первое направление – необходимо строить дороги, развязки, магистрали. В нашем Генеральном плане все это есть, тысячу раз проанализировано. На мой взгляд, здесь особо вторгаться в Генплан незачем. Градостроители серьезно изучали Москву с 1935 года. Найти какое-то универсальное решение проблемы невозможно. Где-то, наверное, можно построить многоуровневую магистраль, а где-то и нельзя. Можно создать парковки под землей, хотя это очень дорого, но придется. Возможно, есть смысл по некоторым улицам пустить транспортный поток в обратном направлении, но учитывая нашу склонность к анархии и несостыковкам, вряд ли что-то хорошее получится. Мы запутаем автомобилистов, водители потеряют ориентиры.

Еще Суворов говорил, что русский батальон никогда не приходит в назначенное время, в назначенное место. Это не Великобритания, когда по поезду можно было проверять часы.

Расширять транспортную сеть нужно, но возможности крайне ограничены. 30% городской земли в столице занято зелеными насаждениями, парками, скверами. В Москве огромное количество федеральных учреждений, есть промышленные предприятия, в том числе и те, с которыми город расставаться не собирается. Масса памятников истории и культуры, особенно в центральной части города. Не хватает земли под застройку и расширение строительных программ для обеспечения жильем граждан. Была бы у нас площадь города побольше раза в три, тогда было бы проще решить проблему.

Значит, одним строительством магистралей задачу не решить.

Общественный транспорт

Второе направление – пересаживать людей на общественный транспорт.

Для этого общественный транспорт должен быть достаточно комфортным и удобным для горожан. Пока только метрополитен – универсален. Есть возможность построить еще одно кольцо для метрополитена, дополнительные дублирующие линии, связать метро с новой железной дорогой.

Можно использовать и наземную кольцевую дорогу для пассажирского транспорта. Пустить современные быстро идущие поезда, что-то среднее между метро и электричкой.

Решить проблему помогут скоростные дороги любого вида – подземные, наземные, а также трамвай, монорельс. Это огромная задача. Но чтобы люди согласились пересесть на общественный транспорт, они должны быть уверены, что прибудут в нужное место в точно назначенное время.

Планируется, в частности в центре, заменить громоздкий троллейбус маленькими симпатичными автобусами, среднее между автобусом и маршрутным такси с очисткой воздуха на уровне Евро-5. При этом маневренность на улице повысится. Хорошо, если бы наземного транспорта – автобусов, маршрутных такси было достаточно много, и продвигаться они могли бы не в пробке, а по выделенным линиям. К сожалению, это не всегда возможно. Но общественный транспорт в широком смысле – неплохое решение проблемы.

И главное, наверное, переход к совместному решению транспортной проблемы Москвы и области. Подключать область к решению столичных проблем. До последнего времени у нас был такой автономный режим не очень дружественного соседства. Теперь вроде все меняется, и мы готовы действовать совместно по всем направлениям. В таком случае надо подумать о создании кольцевой автодороги на бетонном кольце, которая разгрузит другие трассы. Вместе с областью предстоит строить множество объектов – терминалов, отстойников, погрузочно-разгрузочных путей.

Вот, пожалуй, главные вещи, которые зависят от правительства.

Ламинарные потоки движутся быстрее

– А если горожанин все-таки хочет воспользоваться своим автомобилем?

– Здесь поможет электронная навигация. Она даст возможность москвичам лучше ориентироваться в городе, выбрать кратчайший маршрут. Водитель должен получать постоянную информацию об изменениях транспортных потоков, загруженности магистралей. Требуется широкая компьютеризация.

Сегодня наступил печальный момент, когда сами пробки стали регуляторами. Даже если 20% машин поедут, то Москва встанет. Человек для себя решает, будет ли он добираться на машине, понимая, что, возможно, придется стоять в пробке несколько часов. Как только авторадио или Интернет сообщит, что в таком-то направлении трасса свободна, так сразу автомобилисты устремляются туда. И снова возникает пробка.

Cтоит только немного улучшить ситуацию, как из дворов будут выезжать новые машины. Как губка будет выдавливать из себя Москва все новые автомобили. И пока она не сожмется до нужного уровня, все новые машины станут выезжать из дворов.

Очень важно регулировать движение на самих дорогах. Сделать действительно единую систему регулирования. Поставить «умные» светофоры. А если в чрезвычайных обстоятельствах нужен регулировщик, то это должны быть высокопрофессиональные люди. Иногда приходится наблюдать, как действия регулировщика только мешают водителям.

Необходимо убрать лишнюю рекламу, чтобы были видны указатели, уменьшить ширину полос, сделать правильную четкую дорожную разметку, всевозможные карманы, съезды – все, что дает возможность шоферам правильно ориентироваться, свободно передвигаться. Это поможет избежать пробок.

Сколько случаев, когда одна машина перегораживает проезжую часть и на узкой улице образуется пробка. Разумеется, многое зависит от самих водителей, от их знания правил дорожного движения, дисциплины, культуры вождения, вежливости. Известно из физики, что ламинарные потоки движутся быстрее, чем турбулентные. А у нас на улицах вместо ламинарного потока, когда все идут ровно рядами, происходит немыслимая турбуленция. Нарушается порядок передвижения у светофоров. Стоит только появиться пробке, как каждый светофор превращается в затор.

Естественно, у водителей есть претензии к пешеходам, которые перебегают улицы в неположенных местах и провоцируют аварии.

– Люди зачастую вынуждены оставлять автомобили на проезжей части, а то и на тротуаре. Негде припарковаться.

– Создавать парковочные места сложно, но необходимо. Нужны парковки любого типа – надземные, подземные, плоскостные. Конечно, с машинами, припаркованными в неположенных местах, необходимо абсолютно цивилизованно разбираться, убирать их с тротуаров и проезжей части.

Мэр на сайте московского правительства поместил план борьбы с пробками и просит писать, кто что думает, вносить предложения. Каждый может высказаться. Все замечания анализируются, рассматриваются.

Сегодня москвичи покупают 300 машин в день. Из них половина идет на замену старых автомобилей. Некоторые потенциальные покупатели откладывают покупку, потому что на дорогах много беспорядка. Когда часть проблем будет решена, аварий станет меньше – приобретут машину. В скором времени мы можем получить до полумиллиона новых машин. А потом автомобильный парк города вырастет до 5 миллионов. Затем темпы роста упадут, но и 6 миллионов автомобилей – не предел.

Дальше экономика может измениться. И вполне реально, что будут расти цены на энергоносители, повысятся экологические требования, увеличатся штрафы, налоги, сборы и всевозможные ограничения.

Будущее за малолитражками

– В некоторых европейских странах, чтобы сократить расходы, автолюбители покупают малолитражные машины.

– Сейчас и у нас появилось много хорошеньких, маленьких, сравнительно дешевых импортных машин. Но наши водители любят крупные, тяжелые машины, к которым – просто народная страсть, как на юге США, где популярен лозунг: «Нет экономии горючего!». Думаю, однако, что со временем жизнь заставит их покупать малолитражки, которые более экономичны, маневренны на дорогах, их легче припарковать.

Существует много различных проблем, которые требуется решать, чтобы улучшить транспортную ситуацию. Решаются они только комплексно. Каких-то ключевых, быстрых решений нет. Это понимают все. Надо правильно выстроить приоритеты, тщательно все просчитать, что делать в первую очередь, что во вторую.

– Предлагается в город не пускать большие грузовики, фуры.

– Каждое действие имеет следствие, оборотную сторону. Можно не пускать в столицу крупные грузовики, фуры, но при этом учитывать, что они везут. Если везут продукты, то надо правильно организовать логистику, чтобы это не привело к повышению цен. Посмотреть, если на границе с городом придется перегружать продукты в несколько маленьких машин, насколько вырастут накладные расходы, которые потом войдут в цену? И отразятся на наших кошельках. И не создадут ли эти несколько небольших машин такие же проблемы, как одна большая фура? Что мы выигрываем?

– Когда же в Москве пробок станет меньше?

– Мы идем по догоняющему варианту. Многие страны – Венгрия, Израиль и другие уже прошли этот путь. Там водители проходят серьезную подготовку. Для нарушителей созданы специальные курсы.

Ощутимые результаты мы увидим, конечно, не сразу. Но «светлые окна», когда по городу можно ездить, а не стоять в пробках, начнут расширяться.

О нашем собеседнике

Михаил Иванович Москвин-Тарханов родился в семье актеров МХАТа. После окончания Московского государственного университета им. Ломоносова работал в Институте молекулярной биологии АН СССР и в Институте развития Москвы.

В 1990 году москвичи выбрали его депутатом Фрунзенского райсовета столицы. С 1993 года – депутат Мосгордумы. Получил второе высшее образование юриста. Кандидат юридических наук.

Женат, имеет троих детей.

Светлана Амелехина