Дорогу – автобусам и троллейбусам

Дорогу – автобусам и троллейбусам

В Москве зарегистрирован новый рекорд: в городе уже 4 млн 200 тысяч личных авто. По данным Мосгортранса, количество простоев общественного транспорта увеличилось настолько, что месяц в году он просто стоит. Для облегчения жизни на дорогах власти разработали целую программу мер, охватывающих все стороны дорожной проблемы: это и интеллектуальные системы, и перехватывающие парковки, пуск линий скоростных трамваев и выделенные полосы.

Ни одну из этих мер нельзя назвать панацеей от всех бед, но вместе они должны сделать жизнь автомобилистов и пешеходов несколько комфортнее. Выделенные полосы, о которых расскажем сегодня, должны решить две задачи: увеличить скорость движения общественного транспорта и способствовать «возвращению» москвичей из личного авто в общественный транспорт.

Пробки, пожирающие время

Официально введены в эксплуатацию только полосы на семи магистралях: проспекте Андропова, Ленинградском проспекте, Щелковском шоссе, Волоколамском шоссе, проспекте Вернадского, Пятницком шоссе, Севастопольском проспекте. Еще на четырех трассах выделенные полосы официально заработают до конца года – на Ярославском шоссе, на Боровском шоссе, на Аминьевском шоссе, на Липецкой улице, сообщил журналистам руководитель столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов.

При этом Н. Лямов отметил, что на этих четырех участках, где появятся выделенные полосы, снимут турникеты в общественном транспорте, зато будет усилена работа контролеров.

– Транспортники убедили в свое время городские власти и ГИБДД начать этот эксперимент, – говорит директор службы движения Мосгортранса Анатолий Васюков. – Москвичи, пассажиры общественного транспорта, нас поддерживают, потому что скорость движения по выделенным полосам повысилась, на некоторых участках (например, на улице Андропова) – до 40%. Чем длиннее такой участок, тем больше заметна их целесообразность.

То, что выделенные полосы, – это не только удобно, но и экономически выгодно, известно во многих странах, где есть подобные московским транспортные проблемы. Дисциплина у них там на дорогах – железная! Москве в этом смысле есть куда стремиться.

Известно, что за день автобусами, троллейбусами и трамваями столицы перевозится около 5 млн человек. По данным Мосгортранса, на Щелковском шоссе, например, выделенные полосы на троллейбусных маршрутах помогли сократить потери времени на 45%. Это очень неплохо, считает А. Васюков, тем более если учесть, что пробки «съели» у транспортников 29 рабочих дней в году.

Перспектива на два года

В этом и следующем годах выделенные полосы появятся на таких участках:
1. Ленинградский проспект – МКАД (11 км);
2. Волоколамское шоссе (5,5 км);
3. площадь Киевского вокзала – Мичуринский проспект – МКАД (13 км);
4. улица Большая Полянка – МКАД (16 км);
5. улица Большие Каменщики – МКАД (11,5 км);
6. проспект Мира (8,8 км);
7. улица Новослободская – Дмитровское шоссе (17, 5 км);
8. Аминьевское шоссе – Балаклавский проспект(15, 5 км);
9. улица Смоленская – МКАД (17 км);
10. Комсомольский проспект – Ленинский проспект;
11. Комсомольский проспект – проспект Вернадского (12, 5 км);
12. проспект 60-летия Октября – МКАД (11,2 км);
13. Люблинская улица от Волгоградского проспекта до Проектируемого пр. 5396 (9, 5 км);
14. улица Сергия Радонежского – шоссе Энтузиастов (до 3-й Владимирской улицы (7,6 км);
15. Алтуфьевское шоссе (от Сигнального пр. до МКАД) (7 км);
16. проспект Маршала Жукова – Звенигородское шоссе (10,3 км);
17. Варшавское шоссе – от МКАД до г. Щербинки (9 км).

10.00. Волоколамское шоссе

От автостанции Тушино городские и иногородние автобусы выезжают на свободное в это время шоссе и по выделенным полосам с большой буквой А без помех движутся в сторону МКАД. Маршруты отсюда проложены до Красногорска, Истры, Дедовска, до Волоколамска и дальше. Дорога оживленная, и не только в черте Москвы: много пересечений с местными дорогами, масса пешеходных переходов, боковых съездов. Только и смотри, как бы чего не вышло! Выделенная полоса помогает автобусам свободнее двигаться в пределах столицы по перегруженному транспортом пути.

Водитель ЛИАЗа, с которым я разговорилась, признался, что проблемы начинаются в час пик, когда движение затрудняется и легковушки выезжают на свободную полосу. Автобусу приходится сигналить, тормозить, водитель нервничает. И такая дерганая езда – по шесть часов за смену. Кто может выдержать такую нагрузку? Водитель общественного транспорта – профессия особая. Тут нужен не просто профессионал с большим стажем вождения, нужен человек с устойчивой психикой, который не растеряется в трудной ситуации и в момент ЧП будет думать в первую очередь о пассажирах.

Но тем, кто за рулем легкового авто, проблема видится под несколько другим углом. Как сказал мне водитель служебной машины (Иван, за рулем 9 лет), он не нарушает правила движения на выделенных полосах, потому что выписанные ГИБДД документы о штрафах придут на место его работы, а за это можно лишиться премии. Хотя, продолжает он, другие водители постоянно выезжают на выделенную полосу, и ничто их не останавливает. Штраф за такое нарушение – маленький, считает он, – и не особенно пугает нарушителей.

Другой водитель (пожилой москвич с 40-летним стажем), с его слов, сам правил не нарушает, но считает, что сначала надо было расширить дороги, где вводятся выделенные полосы. Потому что при нынешних узких трассах очень трудно удержаться от того, чтобы не выскочить из прокрустова ложа дороги – особенно в часы пик, когда трасса стоит в пробках.

Транспортники говорят о повышении оборачиваемости (машины за смену делают больше рейсов, чем раньше), а также – об уменьшении аварийности. В условиях московских перегрузок водителям автобусов, троллейбусов и трамваев не позавидуешь: ехать в постоянной пробке – это постоянный стресс, отвлекаться нельзя ни на секунду, ведь за спиной – десятки пассажиров. Их интересы и защищают власти, обустраивая выделенные полосы.

Мой вопрос о том, чтобы оставить машину в гараже и топать на своих двоих на остановку общественного транспорта, многие автовладельцы восприняли со скепсисом. А один водитель признался, что в метро не спускался 10 лет, и сколько стоит билет – не знает, всю жизнь провел в машине.

Конечно, смириться с тем, что полоса, еще вчера бывшая «общей» и вдруг ставшая запретной, психологически трудно. Пешеходам же ничего в своей жизни менять не надо, разве что только будем передвигаться на городском транспорте быстрее.

Сейчас дисциплину на этих полосах помогают поддерживать экипажи ГИБДД, власти планируют также увеличить число камер видеофиксации.

По Ленинградке до Химок

В следующем году начнется расширение и ремонт Лениградского шоссе до поворота на Шереметьево. Как мне сказали в Мосгортрансе, эта масштабная работа увязана с запуском выделенных полос: автобусы от площади Белорусского вокзала будут ехать до Химок, а именно, до комплекса МЕГА-ИКЕА-ОБИ, дорога эта и сейчас составляет три четверти трафика Ленинградки. Там будет построен разворотный круг, откуда автобусы станут отправляться обратно в столицу. Экономичность такого маршрута, как для транспортников, так и для пассажиров очевидна. Ведь до сих пор к этому крупнейшему в стране торговому комплексу нельзя добраться кроме как на маршрутке или на авто. Что, собственно, и создает гигантские пробки в этом посещаемом месте.

Такие же многоходовые партии на дорогах планируется разыграть и на других вылетных магистралях: большинство выделенных полос делается с выходом в Московскую область.

Галина Красова