И вашим, и нашим

И вашим, и нашим

28 июля на внеочередном заседании Московской городской Думы принят Закон города Москвы «Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года №56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве».

С пометкой «срочно!»

Ради этого московским депутатам пришлось прервать свой летний отпуск. Дело, действительно, не терпело отлагательств. Во-первых, срочно нужно устранить пробел в законодательстве, касающийся возможного присоединения муниципальных образований субъектов РФ к территории Москвы, в том числе площадей на юго-западе области, которые предложены мэром Сергеем Собяниным и губернатором Подмосковья Борисом Громовым для включения в состав столицы. Во-вторых, внести ясность относительно полномочий власти на местах и прав населения присоединяемых территорий. В-третьих, урегулировать социальные моменты и вопросы изъятия земель.

Еще такой нюанс. Формально, Мосгордуму нужно было бы досрочно распустить и переизбрать, потому как те жители Подмосковья, которые получат столичную регистрацию в результате расширения границ столицы, не голосовали за ныне действующую думу. Понятно, что от этого не было бы никакой пользы – только грандиозная трата времени и денег. А еще и оставшиеся за бортом политики попробовали бы подняться, разыграв карту референдума – на самом деле совершенно бесполезного, когда и так всем понятно, что Москва в прежних границах существовать уже не может. А вот затраты на подобную авантюру были бы баснословными. Между тем, в соответствии с российской Конституцией для изменения границ между субъектами Федерации достаточно их утверждение Советом Федерации ФС РФ.

И конечно, сами депутаты, которых лишь недавно избрали на пять лет, от такого поворота событий были бы не в восторге. Что же до Мособлдумы, то выборы в нее пройдут в конце декабря, так что здесь никаких проблем нет.

Нельзя не учитывать и растущее беспокойство населения из-за возникшей неопределенности в вопросах собственности. Особенно среди жителей Подмосковья и московских дачников.

Но даже жители города, которые, казалось бы, должны единодушно поддержать идею расширения Москвы, разделились на два лагеря. По данным опроса «Левада-центра», положительно восприняли ее 41,2% опрошенных, отрицательно – 40,4%. Как пояснил замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин, беспокойство вызывает то, что сейчас, переселяя людей из центра, «городские власти дают квартиры в Строгино или в Митино, а теперь начнут давать за много километров от МКАД». Беспокоит москвичей и то, что, став в два раза больше, Москва «лишится тех благ, которыми столичный город и привлекает людей». Ведь ресурсов нынешней Москвы, которая считается регионом-донором, может и не хватить на то, чтобы поддерживать нынешний уровень жизни и уровень зарплат у всех жителей будущей Москвы. Правда, повышенную тревожность москвичи испытывают в основном потому, что пока не имеют представления, как на практике будет проходить расширение.

Учитывая все вышесказанное, процесс расширения границ столицы мог резко затормозиться на самом старте.

Местная власть остается на месте

Итак, проблема организации власти. «В Москве и Московской области способы организации власти совершенно отличаются друг от друга. В Москве все в одном флаконе, все на Тверской, 13. У нас есть муниципальные районы, органы представительной власти, но только на бумаге, а по факту у них полномочий нет. Это виртуальное самоуправление. А в Московской области оно реальное, – говорит депутат Госдумы Галина Хованская. – Например, в городе Троицке сейчас существует реальный орган местного самоуправления – городской округ, избранный его жителями. Как теперь все будет организовано, станет ли этот город районом, тут никакой ясности нет», прокомментировала ситуацию депутат незадолго до вышеназванного заседания Мосгордумы.

Со своей стороны, замглавы администрации Троицка Владимир Дудкин заявил, что будет «прилагать все усилия, чтобы статус наукограда с названием Троицк остался».

Троицк сейчас – городской округ. Но чтобы внутри города федерального значения, Москвы, находился городской округ – это беспрецедентно. И все же мэр Москвы Сергей Собянин, с самого начала учитывая подобные моменты, заявил, что стремится к тому, чтобы муниципальные образования Московской области, расположенные на присоединяемых к Москве территориях, сохранили свой статус и границы, а также структуру органов местного самоуправления. Это и следует из пояснительной записки мэра к закону, внесенному на рассмотрение Мосгордумы: «Исходя из полномочий по законодательному регулированию организации местного самоуправления, законопроектом предлагается установить, что присоединенные муниципальные образования сохранят статус, который существовал у них до включения их в состав внутригородской территории города Москвы».

В ней также говорится, что планируется сохранить структуру органов местного самоуправления, муниципальное имущество и источники собственных доходов местных бюджетов. Кроме того, оговаривается, что объем доходов бюджета присоединенного муниципального образования не может быть меньше объема на дату включения его в состав внутригородской территории Москвы. Из бюджета города Москвы могут предоставляться субсидии местным бюджетам. Предполагается, что данная гарантия послужит основой для развития социальной, транспортной, коммунальной и иной инфраструктур в этих муниципалитетах.

Более того, предлагается не переизбирать и не переназначать органы местного самоуправления до истечения срока их полномочий. Служебные контракты с муниципальными служащими, работниками муниципальных учреждений и предприятий присоединенных муниципальных образований сохраняют свою силу и сохраняются гарантии их трудовых прав.

Конечно, речь пока идет о переходном периоде. Впрочем, уже известен его срок. «Продолжительность переходного периода в отдельных присоединенных муниципальных образованиях устанавливается законами города Москвы, но не может быть менее трех и более пяти лет», – говорится в законе.

Плюс дополнительные гарантии

По данным пресс-службы городского парламента, представлявшая закон полномочный представитель мэра Москвы в Московской городской Думе Анастасия Ракова отметила, что с момента подписания верхней палатой российского парламента соответст-вующего постановления на граждан, проживающих на присоединенных территориях, будут распространены все московские гарантии в области социального обеспечения, образования, здравоохранения, поддержки материнства и детства, граждан пожилого возраста и инвалидов.

В то же время, по словам заместителя мэра Москвы, анализ правовых и экономических аспектов присоединения к столице части территории Московской области выявил необходимость принятия закона о дополнительных гарантиях для граждан и муниципальных образований, затронутых процессом изменения границ. Именно эти гарантии закреплены в законе. Документ содержит две группы дополнительных гарантий: первая связана с сохранением прав местного сообщества на присоединяемых территориях; вторая касается владельцев земельных участков.

Статья 2 закона содержит дополнительные гарантии владельцам дачных, садовых, огороднических земельных участков, личных подсобных хозяйств, расположенных на присоединяемых территориях.

Размеры ставок земельного налога для указанных категорий земель не могут быть выше ставок, действовавших на момент присоединения.

Также впервые в законодательной практике закон устанавливает обязательность учета мнения дачников, садоводов и огородников при решении вопросов развития присоединенных муниципальных образований.

Таким образом, граждане, владеющие земельными участками в этих муниципальных образованиях, становятся полноправными членами местного сообщества. Интересно, что по мнению прокуратуры, именно в этом положении содержится фактор коррупциогенности. Мол, решение вопросов развития присоединенных к Москве муниципальных образований будет осуществляться с учетом мнения собственников земли, дачников, садоводов, огородников, но при этом порядок реализации названного права землевладельцев не закреплен. По мнению же депутатов, порядок учета мнений владельцев земли о развитии той или иной территории можно установить местным распорядительным актом.

Одному из независимых экспертов показалась коррупциогенной норма о том, что присоединенные муниципальные образования сохранят наименование, границы, статус и структуру управления, которые существовали у них до включения в состав Москвы. Эксперт считает, что это приведет к дублированию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления на присоединенных к столице территориях. Однако, как считают депутаты, строгое разграничение полномочий органов власти является гарантией от их дублирования. Члены депутатской комиссии решили не поддерживать мнения о коррупциогенности этих норм законопроекта.

Как подчеркнул председатель комиссии Александр Семенников, значительная часть замечаний, высказанных экспертами, была учтена авторами законопроекта. 26 июля на совместном заседании комиссий Московской городской Думы законопроект был подробно обсужден, и предложенные депутатами поправки вошли в окончательный вариант документа.

Заместитель председателя МГД Андрей Метельский подчеркнул, что решения, принимаемые законодательной и исполнительной властью столицы, продиктованы желанием сделать город более комфортным для проживания, не навредив при этом ни москвичам, ни жителям области.

Большинством голосов депутаты закон приняли. Теперь дело за сенаторами.

Владимир Симонов