Михаил Хацкевич: «нельзя замыкаться на своих интересах»

Михаил Хацкевич: «нельзя замыкаться на своих интересах»

В Северо-Западном округе столицы есть традиция – каждую весну проводить выставку, рассказывающую о перспективном развитии строительного комплекса. Все инвесторы, застройщики и проектировщики, работающие в округе, показывают, что было сделано за минувший год, знакомят с ближайшими планами. Вот и четвертая выставка, прошедшая в марте, продемонстрировала большой интерес москвичей к вопросам градостроительства.

Сегодня эту тему продолжает беседа корреспондента «КР» с Михаилом Хацкевичем, заместителем префекта Северо-Западного округа по строительству и реконструкции жилых домов, гаражного строительства, пригородного хозяйства. Как поставить красивую точку? – Михаил Григорьевич, начнем с районов-новостроек – Митино и Куркино. Когда там завершится строительство? – В следующем году мы заканчиваем застраивать район Куркино – это почти 1 млн. кв. м жилой площади. Одновременно с этим завершится строительство в Митине: микрорайон А позволит нам поставить красивую точку. К тем 2,5 млн. кв. м, которые уже есть здесь, прибавится еще 200 тысяч. Всего же по Северо-Западному округу ежегодно вводится порядка 600 тыс. кв. м жилья. – Какие проблемы еще не решены? – Конечно, остаются программы, которые должны развивать инфраструктуру новых районов. В социальной сфере все идет по плану, больше волнуют нас транспортные проблемы. Из четырех вопросов, которые мы поставили по району Митино, решен только один – достроена Митинская улица. Следующий вопрос – это второй выезд на Кольцевую автодорогу, думаю, что к концу года все работы будут завершены. Третья задача – расширить развязки на Пятницком шоссе и Митинской улице с той стороны, где они выходят на МКАД. Проектирование их уже выполнено, скоро начнутся строительные работы. И последний момент – эстакада на пересечении Пятницкого шоссе с 1-м Митинским проездом. Дело в том, что эта точка оказалась ключевой: здесь проходит большой транспортный поток, рядом – радиорынок. Проектные работы близки к завершению, по-видимому, в начале 2006 года стартует строительство. – В Митине ждут метро... – Участок до станции «Строгино» должен открыться к концу 2007 года. Новая линия соединит между собой станцию «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии и станцию «Кунцевская» Филевской линии и продолжит свое движение в сторону Митина по уже существующей голубой ветке. – А в Куркине метрополитен будет? – Нет, только наземные виды транспорта. Сейчас туда ходят маршрутки, через два года пустят троллейбус. Ведь специфика этого района такова, что у жителей много личных машин, чуть ли не по две на каждую семью. Поэтому здесь прежде всего надо решать проблемы дорог, выездов на МКАД, чтобы без пробок можно было добраться до центра города. Но уже сделанные проработки показали, что «дешевые» варианты результатов практически не дадут. На мой взгляд, лучше один раз потратиться на дорогостоящий проект и снять все проблемы. Семь кварталов реконструкции – Вы планируете завершить программу реконструкции пятиэтажного фонда в 2009-м – на год раньше срока, утвержденного правительством Москвы. Сколько домов осталось снести в округе? – Нужно снести 80 пятиэтажек (всего их было 112), то есть по 16–17 домов в год и на этом месте построить 1,5 млн. кв. м жилья. В основном они расположены в Хорошево-Мневниках и Северном Тушине, там семь кварталов. В Щукине только пять пятиэтажек, поэтому задача стоит не так остро. В Северном Тушине – это кварталы 3 и 4. В 3-м осталось снести две пятиэтажки, так что в этом году закончим. В 4-м квартале мы привлекаем исключительно бюджетные источники, здесь реконструкция завершится в 2009 году. В Хорошево-Мневниках – пять кварталов: в 81-м все работы завершены, квартал 76 (инвестор ЗАО «Астиком») планируется сдать в 2008 году, 83-й (инвестор ЗАО НПП «Тема») – в 2009-м. Не все пока ясно с кварталами 74 и 75. Дело в том, что в их проекты планировок внес коррективы строящийся Краснопресненский проспект. Во-первых, трасса требует переноса инженерных коммуникаций, и поэтому некоторые пятиэтажки будут снесены именно из-за этого. Во-вторых, надо зарезервировать места под будущее строительство двух станций метрополитена. Поэтому пока не удается развернуть работы в 74-м квартале, так как мы ждем решение Москомархитектуры о размещении этих станций. – Известно, что 75-й квартал в Хорошево-Мневниках отдан под жилой комплекс «Велтон Парк». Но это коммерческое жилье, а куда переселят людей из снесенных домов? – По постановлению московского правительства работы одновременно ведутся в двух кварталах – 75-м, где старые пятиэтажки, и 82-м, который находится с противоположной стороны проспекта Жукова, здесь в основном дома несносимых серий. У компании «Крост», которая занимается реконструкцией этих кварталов, так выстроена программа, что сносятся все дома. И в квартале 82 на месте сноса (Карбышева, 21 и Тухачевского, 43) как раз началось строительство большого дома, в который переселят жителей. Но мое глубокое убеждение (и я уже разговаривал об этом с руководством «Кроста»), что делать 75-й квартал полностью коммерческим не стоит. Для инвестора более привлекательным может стать 82-й квартал, который не выходит на Четвертое транспортное кольцо. Там, где пройдет проспект – Вернемся к Краснопресненскому проспекту, против его строительства было много митингов в Крылатском. А как восприняли новую магистраль в вашем округе? – Так как трасса еще строится, нельзя сказать, что проблема закрыта. Но, по крайней мере, той мощной волны протеста, как в Западном округе, у нас не было. Достаточно долго мы вели разъяснительную работу, и люди поняли, что проспект нужен, что нельзя замыкаться на каких-то своих, местечковых интересах. Все-таки это общая городская артерия. – Списки домов, попадающих под снос в связи с возведением Краснопресненского проспекта, уже готовы? – Ответить на этот вопрос и просто, и сложно. Просто – потому что адреса известны, нет другого варианта развязки новой магистрали с проспектом Жукова, улицами Мневники и Народного Ополчения. А сложность в том, что эти адреса нельзя назвать – они еще не утверждены, есть определенные этапы подготовки проектной документации. Поэтому нужно, чтобы это решение состоялось, было подписано. Но проблема сноса в этом месте на самом деле тяжелее, чем кажется на первый взгляд. Отселять пятиэтажные дома мы научились и знаем, как это делать, главное, чтобы люди остались жить в своем округе. Но под снос попадает ряд нежилых объектов, в основном магазины. И просто так их снести невозможно хотя бы потому, что большинство зданий находится в частной собственности. А владелец понимает, что после завершения строительства проспекта земля, на которой расположен его магазин, станет в несколько раз дороже и прибыли будет больше. Зачем ему уходить с такого доходного места? Поэтому сегодня заказчик строительства Краснопресненского проспекта – ООО «Организатор» – готовится к возведению мощного подземного коллектора, куда можно было бы спрятать все инженерные коммуникации и благодаря этому не сносить нежилые здания. «Легких» предприятий не бывает – Как осваиваются под жилищное строительство производственные территории? – Самая серьезная проблема – освоение промзоны Силикатных улиц. По градостроительному плану здесь должен строиться большой жилой комплекс, но есть два пути его развития. Первый – возведение Олимпийской деревни. Если Москва в 2012 году будет принимать Олимпиаду, тогда эта территория начнет развиваться именно в этом направлении. Если нет, то будет строиться жилье. Проблема промзоны в том, что здесь нет «легких» предприятий, которые можно безболезненно вывести за пределы округа. Это, например, краснопресненский филиал ДСК-1, активно действующее предприятие. Сейчас мы думаем, как сделать, чтобы при выводе не подорвать его экономику. В Хорошево-Мневниках на территории совхоза «Тепличный» можно построить порядка 300 тыс. кв. м жилья. Но сейчас там работают люди, растут овощи, цветы... – Это близкая или отдаленная перспектива? – Эти проблемы будут решены в течение десяти лет.

Записала Полина Козлова