Москва будет строиться без ошибок

Москва будет строиться без ошибок

Строительство и реконструкция различных объектов в стольном граде ведутся постоянно. А запланированное расширение границ мегаполиса можно без преувеличения причислить к самым грандиозным строительным проектам последнего времени. Главное, как заметил на пресс-конференции, прошедшей недавно в ИТАР-ТАСС Владимир Ресин, не допустить ошибок предыдущих лет.

Развиваться по плану

Строительство. Цели определены, задачи поставлены. Лозунг дня, он же – центральная установка московских властей – продуманное и четкое планирование. И относится это в равной степени как к центру города, так и к его новым территориям.

– Важно не принимать поспешных решений, – заметил В. Ресин, – Например, жилье: за прошедшие 20 лет было построено 90 млн кв. метров. Иными словами, одна треть всего жилищного фонда, что является весьма высоким показателем. Но город «застроили» так, что Москву здесь опережает, пожалуй, только Париж.

Вот бы еще качество и условия жизни такие, как в «уплотненном» Париже... Но эту тему В. Ресин развивать не стал.

Плотность плотностью, а продолжение так называемой точечной застройки, в основном центра города, могло в конечном итоге привести к серьезным и даже необратимым последствиям. И надо отдать должное Сергею Собянину, сумевшему в кратчайшие сроки и кардинально изменить сложившуюся ситуацию. «В Москве, не побоюсь этих слов, мутная среда инвестиционных контрактов, которая является образцом российской коррупции, чиновничьего беспредела и просто бестолковщины», – за этим столь жестким высказыванием мэра последовали не менее решительные действия.

По его указанию была проведена тщательная инвентаризация всех инвестиционных контрактов, в соответствии с которыми должны быть построены объекты общей площадью 40 млн кв. м. В ходе проверок были выявлены многочисленные нарушения. И в настоящее время работы по 200 инвестиционным контрактам приостановлены. Потери инвесторов подсчитать несложно – строительство объектов общей площадью 7 млн кв. м должно было принести им «кругленькую» сумму 30–35 млрд долларов.

Эксперты полагают, что процесс отмены и расторжения контрактов будет продолжен, и вряд ли попытки отдельных инвесторов решить дело в судебном порядке смогут его как-то притормозить.

Определенным подспорьем в выходе из «мутной среды», безусловно, станет недавно (6.09.2011) принятая на заседании правительства Москвы государственная программа «Градостроительная политика», разработанная Департаментом градостроительной политики. По сути, это принципиально новая концепция развития Москвы до 2016 года.

Руководитель департамента Сергей Левкин выделил ряд основных задач, требующих скорейшего решения. Это транспортные проблемы столицы? связанные с моноцентрической радиально-кольцевой структурой города; дисбаланс между расселением населения и размещением мест труда; переуплотненность застройки как результат дефицита территориальных ресурсов Москвы для градостроительного развития; высокая степень изношенности жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Кроме того, разработчики программы указали на необходимость реорганизации 7,8 тыс. га производственных территорий города, а также освоения подземных пространств.

В программе, включающей в себя 10 подпрограмм, присутствуют такие «пункты», как: взаимосвязанное развитие Москвы и Московской области; комплексное обустройст-во исторического центра, реконструкция, реновация и реорганизация городских территорий, комплексная городская застройка на периферии города; совершенствование системы планирования градостроительной деятельности и архитектурно-строительного проектирования в городе; обеспечение инновационного развития строительного комплекса; развитие единого геоинформационного пространства города.

Комплекс мер, предусмотренный программой (на ее реализацию планируется выделить из столичного бюджета 63,62 млрд рублей), позволит в срок до 2016 года качественно повысить комфортность городской среды и при этом сохранить привычный для москвичей исторический облик столицы.

«Гордиев узел» столицы

Правда, у него есть более привычное название – «транспортный», но вот «развязать» его, несмотря на все предпринимаемые в последнее время усилия, пока никак не удается. Но заявления следуют, и не только на столичном, но и на федеральном уровне: проблема-то глобальная общероссийская. Например, на проводившейся недавно видеоконференции вице-премьер РФ Сергей Иванов объявил, что в 2012 году на строительство, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог в России из федерального бюджета планируется выделить 364 млрд рублей.

В ходе все той же пресс-конференции В. Ресин сообщил, что мэром инициированы грандиозные по масштабам программы, в столице их разрабатывается 18 по всем ключевым направлениям: развитие транспортной системы, градостроительная политика, жилье, социальная поддержка, здравоохранение, образование, развитие коммунально-инженерной инфраструктуры, спорт, культура и т. д. Но особое внимание он уделяет решению проблем, накопившихся в транспортной системе.

В текущем году инвестиции в развитие столичного транспорта составили 240 млрд рублей, из них 130 млрд были израсходованы на дорожное строительство. А 30 августа на очередном заседании правительства мэр утвердил государственную программу «Развитие транспортной системы на 2012–2016 гг.». На ее реализацию будет выделено 2,2 трлн рублей, из них 1,3 трлн – на дорожное строительство и развитие метро.

В. Ресин, являющийся главным куратором всех работ, ведущихся в метрополитене, отметил, что на прокладку 75 км новых линий – работы проводятся поэтапно до 2016 года – из бюджета выделено 465 млрд рублей. Строительство будет вестись ускоренными (с применением самых современных технологий и оборудования) темпами. Так, к 2012 году запланирована сдача трех станций: «Новокосино» (Калининская линия), «Братеево» (Замоскворецкая линия), «Пятницкое шоссе» (Митинско-Строгинская линия), а к 2013-му уже пяти: станции «Лермонтовский проспект», «Жулебино», «Лесопарковая», «Битцевский парк» (с пересадкой), «Выставочная».

Только за этот год значительно обновился парк наземного общественного транспорта – закупаются новые троллейбусы, автобусы, трамваи. Продолжается активное внедрение новейших систем управления движением, строительство гаражей, парковок и т. д. Выделяются специальные полосы для наземного общественного транспорта, в частности они уже появились на проспекте Андропова, Волоколамском и Ленинградском шоссе.

К сведению. На одном из участков Ленинградки к 1 сентября Департаментом строительства г. Москвы были открыты шесть пешеходных переходов: три наземных, два подземных, один подземно-наземный. При строительстве этих объектов были учтены все требования, предъявляемые к подобным сооружениям. Например, переход на ул. Серегина имеет даже три лифта – по одному на каждом входе-выходе. Площадки перед ними оборудованы системой видеонаблюдения.

Руководитель департамента Андрей Боч-карев подчеркивает, что критерием успеха в его ведомстве считают организацию скоростного (без светофоров) движения на всем протяжении Ленинградского шоссе. В рамках проекта «Большая Ленинградка» одновременно строятся несколько объектов, имеющих равную значимость для северной части города.

Дела насущные и духовные

Несмотря на целый ряд имеющихся серьезных проблем, руководство города не забывает о развитии его территории. На приведение в порядок парков и скверов, дворов, ремонт и реконструкцию объектов культуры из городского бюджета сегодня выделены значительные средства – 240 млрд рублей.

Мелочей в обустройстве города не бывает, отметил первый заместитель мэра. Существенно увеличено финансирование (раньше о таких деньгах и речи не было) работ по замене лифтов, ремонту подъездов, благоустройству прилегающих к домам территорий.

На реконструкцию парков выделено более 15 млрд рублей: в 19 все запланированные работы уже закончены, а к 2016 году таких «завершенных» парков будет уже более 100.

Под постоянным контролем мэра и соответствующих департаментов находятся и объекты культуры. Московские театры недавно (по распоряжению мэра) получили на проведение ремонтных работ 7 млрд рублей.

Завершилась наконец затянувшаяся реставрация Большого театра: его открытие состоится 28 октября. А в недавно открытом, также после реставрации, Большом зале Московской консерватории прошел традиционный международный конкурс имени Чайковского.

Отдельная статья – строительство 200 православных храмов так называемой «шаговой доступности». Оно осуществляется (в основном на благотворительные средства) в соответствии с распоряжением правительства Москвы от 20.09.2010. Следует отметить, что при проектировании храмов учитывались предложения и пожелания горожан.

В этом году работы начинаются на 19 площадках. На 15 они уже активно ведутся и семь храмов находятся в стадии строительства. Проектные сроки реализации типового проекта на 300 мест – 17 месяцев, на 500 – 19 месяцев.

...И сказку сделать былью

Перспективы расширения границ мегаполиса – размах, объемы, цифры... – действительно впечатляют. И хотя о грядущем «расширении» сказано и написано в последнее время немало, тема остается одной из актуальных. Об этом свидетельствует и тот факт, что большая часть вопросов, заданных на пресс-конференции В. Ресину, так или иначе, но касалась самых различных ее аспектов.

Предстоит к 107 тысячам гектаров территории города присоединить еще 160 тысяч га. Москва «прирастет» 22 населенными пунктами, среди них: Троицк, Щербинка, Кокошкино, Коммунарка... Процесс «слияния» московских и подмосковных земель должен проходить без спешки. При ведении строительных работ на новых территориях необходимо учитывать специфику их расположения. В любом случае застройка не должна быть «плотной», а жилые дома высокими – 5-6 этажей, не больше. Но перед тем как начинать их строительство, обязательно должна быть создана вся необходимая инфраструктура: дороги, инженерные сети, водопровод, канализация и т. д. При этом ни в коем случае нельзя наносить урон природе: сохранность лесов – а на присоединяемых землях их более четырех тысяч гектаров, – становится одной из приоритетных задач.

Главное, не преминул подчеркнуть первый зам. мэра, чтобы все градостроительные упущения и недочеты предыдущих лет обязательно были проанализированы и больше не повторялись.

Андрей Заболотский