Не обсудим, так отсудим!

Сначала может показаться, что законодательные нормы нового Градостроительного кодекса затрагивают интересы только властных структур и профессионалов стройиндустрии. Но именно этот документ пользуется огромной популярностью у «продвинутых» граждан, поскольку защищает их права в условиях строительного произвола.

Четко, грамотно, актуально В декабре 2004 года Госдумой был принят новый Градостроительный кодекс, разрешивший множество проблем, накопившихся за последние годы. Основная задача принятого документа – обеспечение устойчивого развития территорий. В этих целях органам власти вменяется в обязанность утверждать документы, касающиеся любого новостроя, вводится ответственность за нарушение этого порядка. Определены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по принятию законов и нормативно правовых актов в области градостроительной деятельности. Это позволяет учитывать национальные, географические, исторические, природные и другие особенности территорий. Для обеспечения безопасности строительства особая роль отводится государственной экспертизе. И не только в отношении строений повышенной технической сложности, но и многоэтажных жилых домов, объектов, связанных с массовым посещением. Целая глава документа посвящена градостроительному зонированию, правилам землепользования и застройки. Новый кодекс должен способствовать созданию рынка доступного жилья, в том числе путем снижения существующих административных барьеров, установления прозрачных процедур землепользования и застройки. Многие законодательные нововведения, касающиеся сферы современного зодчества, направлены на защиту прав граждан. Самое главное, в кодексе определен порядок участия жителей в принятии градостроительных решений, что позволяет им реально участвовать в решении вопросов развития территорий. Почти революция Участие общественности в принятии решений по застройке определенных территорий осуществляется на публичных слушаниях. Организации и проведению этих мероприятий посвящены статьи 28, 46 Градостроительного кодекса РФ. Суть прогрессивной и своевременной новации состоит в том, что все документы, которые принимаются в ходе градостроительной деятельности, подлежат обсуждению с горожанами. Однако мы давно привыкли, что при планировке территорий и установке параметров строительства любого квартала или микрорайона рядовых граждан ни о чем не спрашивают, и их мнение никого не интересует. Вот и вспыхивают то в одном, то в другом уголке Москвы конфликты, когда застройщики уже ведут строительство, а опомнившиеся граждане начинают отстаивать детскую площадку, любимый сквер или право на нормальный вид из окна. Теперь у жителей города, недовольных предложенным проектом застройки, есть возможность выразить свое несогласие в ходе специально организованных слушаний. Причем все высказывания народа должны быть записаны в протокол. Естественно, массовое волеизъявление граждан органы власти будут обязаны учесть. При необходимости свой протест в виде искового заявления можно направить в суд. Поддержка нового законодательства дает жителям-истцам реальный шанс выиграть дело. Документ, способный защитить права граждан в условиях агрессивного новостроя, вступил в силу менее полугода назад, и понятно, что его положения в сознании людей еще не утвердились. Надеяться на то, что чиновники резво организуют правовой ликбез, не стоит. Пока все по-прежнему: интересы граждан сами граждане и защищают. Хорошо, что теперь на законной основе. Поправки уже готовы Несмотря на новизну и свежесть Градостроительного кодекса, пристальный взгляд российских законодателей уже усмотрел в нем позиции, требующие уточнений и дополнений. Группа специалистов Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы РФ такие поправки подготовила. Об этом рассказывает специалист-эксперт комитета Елена Ковалева: – Цель проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» – уточнение ряда законодательных норм и устранение противоречий, которые могут породить разные толкования в правоприменительной практике. Предлагаемые поправки конкретизируют положения о порядке подготовки градостроительных планов (ст. 44, 45, 46). В новой редакции уточняется, что приоритет при подготовке планов застройки определенных участков отдается их правообладателям, а не любым инициативным инвесторам. Изменения в статью 48 направлены на уточнение прав застройщиков. Самое главное, что предусматривается возможность подготовки проектной документации на отдельные этапы строительства и реконструкции. Это особенно актуально для комплексных застроек. Поправки в статью 49 сосредоточены на соблюдении качества инженерных изысканий. Сейчас эта позиция в кодексе отсутствует, но она чрезвычайно важна для безопасности возводимых объектов. Дополнения к части 17 статьи 51 кодекса позволит избежать неоднозначного толкования норм, когда не требуется разрешения на строительство. Например, разрешения на возведение гаража не потребуется только в случае его строительства на собственном участке. Для обеспечения гласности при осуществлении градостроительной деятельности предусматривается не возможность, а обязанность органов государственной власти и местного самоуправления размещать наиболее важные проекты и документы по за-стройке территорий на своих официальных сайтах в сети Интернет. Изменения будут направлены на расширение перечня земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов (часть 4, ст. 36). Имеются в виду территории недропользования, и здесь уже должны действовать нормы Земельного кодекса и закона «О недрах». В настоящий момент законопроект о внесении поправок в Градостроительный кодекс подготовлен к первому чтению.

Ольга Мирошниченко