Новый подход к старой программе

Некогда забуксовавшая программа «Народный гараж» сегодня вновь уверенно набирает обороты. В нынешнем году запланировано ввести в эксплуатацию 88 паркингов, 6 из них уже построены, а в году следующем намечается возвести 136.

Как объяснили в ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы» («ДГС») сейчас достраивается то, что было начато в прошлом и не доведено до конца. Тогда много строительных площадок под гаражные комплексы открылось вне зоны шаговой доступности от места проживания автовладельцев. Естественно, на них особого спроса не было. Люди желали и желают хранить машину рядом со своим домом. А когда гараж далеко, это создает большие неудобства. И мало кто хотел еще и платить за это деньги. В результате реализация машино-мест во многих паркингах приостановилась.

А вот ближе к центру, где и себестоимость строительства, и рыночная цена народных гаражей на порядок выше, чем на окраинах, места разлетались, как горячие пирожки. Однако это не отражалось на их стоимости. Она была одинаковой по всему городу – 350 тысяч рублей, и ни копейки больше.

Вот и получалось, что там, где бойко шла торговля, были убытки. И где затягивались сроки с вводом объекта в эксплуатацию, ничего хорошего. Ведь время сегодня – это тоже деньги. Если на строительство объекта уходит больше дней или месяцев, это обязательно отразится на его себестоимости.

Не учитывалась и инфляция. А значит, дорожали и стройматериалы.

В результате в ГУП «ДГС» возникли большие проблемы с финансированием. Образовались огромные долги перед банками, подрядчиками. В ноябре прошлого года здесь сменилось руководство. Правительство Москвы организовало для программы «Народный гараж» субсидию в размере 8 млрд рублей. Было решено «недострой» не сносить, но в корне изменить подход к самому проекту. Прежде всего, к его ценовой политике: никак не может один и тот же гараж стоить одинаково в разных районах Москвы, да еще без учета того, возводится ли он на пустом месте или там, где требуется провести большие работы по перекладке инженерных коммуникаций.

Сейчас эта программа должна войти составной частью в общую концепцию развития единого парковочного пространства города. А это значит, что она займется не только открытыми многоэтажными паркингами, но и многими другими: плоскостными, закрытого типа, механизированными, подэстакадными. Естественно, и размер машино-мест у всех будет разный. Ранее это не учитывалось. Всем предлагалась площадка в 14 метров. Но ведь кому-то нужна не только крыша над машиной, но и где можно разместить инструменты. А кто-то желает для своего автомобиля отапливаемый бокс. В дирекции сейчас создана серьезная маркетинговая служба. Теперь прежде, чем приступить к строительству, она сама анализирует ситуацию, встречается с автовладельцами, риелторами, подбирает участки для строительства, которые особенно привлекательны для потребителей, и где сложились непростые парковочные обстоятельства.

Естественно, эта работа ведется с учетом градостроительных планов города и в полном согласовании со всеми заинтересованными сторонами.

Перед дирекцией стоит задача и в том, чтобы к строительству гаражей привлечь как можно больше частных инвесторов. А их заинтересовать можно только в том случае, если на объекте есть возможность хорошо заработать. Построить гараж и продать в нем все места – сделать это в условиях острой конкуренции непросто. Ведь строительство самых доступных паркингов на средства автолюбителей также будет продолжено. Однако частные инвесторы смогут на своих многофункциональных комплексах размещать на первых этажах сервисные центры, ремонтные мастерские, магазины и другие предприятия различных сфер услуг, необходимых потребителям. А такие проекты, естественно, придадут дополнительный стимул для вложения инвестиций.

Предполагается, что места в гаражах, как построенных в долевом участии, так и отдельными частными инвесторами, будут не только продаваться, но и сдаваться в аренду. Это особенно важно для тех паркингов, которые начали возводить вчера, когда не учитывался предполагаемый спрос на них. Стоимость такой аренды будет четко сопоставима с тарифами коммерческих парковок, уже сложившимися в том или ином районе города.

Намеченные перемены в программе, естественно, не могли не затронуть ее прежнего бренда. Много критических замечаний было высказано по поводу названия «Народный гараж». Как считают в ГУП «ДГС», сегодня нужно от него отказаться. Лучше строить самые разные гаражные комплексы, на любой вкус, с учетом всех имеющих запросов. Это могут быть и те же открытые многоэтажные паркинги, что возводились и ранее по этой программе. Возможно, на окраинах они станут еще доступнее по цене. Но могут быть и огромные комплексы, размещенные под площадями, скверами, магистральными улицами. Сейчас в правительстве Москвы готовится для этого специальная программа, и для ее выполнения потребуются использовать самые современные технологии и лучшие градостроительные решения, что особенно важно для центральной части города, где очень большое движение машин и крайне необходимо в максимально короткие сроки подготовить парковочное пространство.

А как назвать новую программу, пусть решат горожане. Главное, чтобы они остались довольны, а наши улицы и магистрали стали более свободными для движения автомобилей.

Алексей Журавлев