Вадим Куликов: «Целину больше не поднимаем и строим по средствам»

Вадим Куликов: «Целину больше не поднимаем и строим по средствам»

До конца года – рукой подать. Как выполняются основные жилищные программы 2004 года? Что намечено на будущий год? На вопросы «Квартирного ряда» отвечает заместитель начальника Управления планирования городского жилищного заказа Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Вадим Куликов.

– Вадим Валентинович, каковы особенности программ строительства жилья в этом году? – На этот год было запланировано построить по программе городского заказа чуть больше 1,1 млн. кв. метров. Это хороший прирост по сравнению с 2003-м – на 30%. План будущего года – 1,3 млн. кв. метров. Нужно бы еще больше, но мы живем и строим по средствам. Финансирование осуществлялось по новой схеме: и за счет бюджетных средств, и того, что поступает от инвестиционных проектов. Раньше инвестор отдавал городу часть квартир, а теперь он платит в бюджет деньги, и этими суммами уже город и наш департамент оперируют, строя жилье. Хотя определенное число квартир дает и инвестор. В этом году удалось лучше решить проблему по необходимому набору квартир. Департамент добился того, что в общей массе доля однокомнатных и двухкомнатных квартир достигает 80%, но по каждой территории соотношение разное. Там, где идет переселение – больше двухкомнатных квартир. К тому же время вносит коррективы. Мы предполагали, что молодым семьям нужны одно- и двухкомнатные квартиры, но теперь получается, что люди хотят покупать квартиры с тремя комнатами. Это выяснилось на основе опросов и анкетирования. Сложность в том, что наши расчеты не успевают за социальными переменами. Ведь система работы такова, что сначала идут проектные работы, потом запуск производства. Одним словом, сегодня почти полностью удовлетворены запросы по 1-, 2- и 3-комнатным квартирам. Это стало возможным в том числе и потому, что мы активно используем дома серий П44Т, П-46М, ГСМ-2001, И-155, КОПЭ. Пусть эти современные серии – и не вершина эстетики, но их применение оправдано. А в центре – индивидуальное проектирование. Это дороже, но стоимость можно снижать за счет повторного использования проектов. Вопрос: на что потратить деньги? Построить несколько домов, предположим, в Бескудникове или один – в центре? – В жилищном строительстве кроме стоимости и сроков не менее важны еще и вопросы качества. Как решается эта проблема? – Уровень жизни растет, и требования людей меняются. Но они вполне естественны. Человек хочет, открыв дверь в новую квартиру, сразу начинать жить, а не устранять по 2–3 месяца недоделки: вода не течет, батарея не греет и так далее. Поэтому было решено изменить методику приемки домов. Раньше приемка шла в два захода. Первый этап: стены есть, крыша на месте – и строители отчитываются, никто в детали не вдавался. А потом они должны были устранять недоделки в течение месяца-двух. Но и этого времени часто не хватало. Тогда пришли к решению: пусть не отчитываются за пустую коробочку, стены под крышей – это еще не дом. Отчитаетесь, когда в доме уже можно будет жить. С 1 января 2005 года мы начнем переходить именно на такую схему приемки. А пока нарекания к работе строителей есть. К руководству города, в префектуры поступают жалобы по качеству отделки, состоянию инженерных сетей, подходов и подъездов к домам. К 1 октября из 76 домов, сданных в эксплуатацию в первом полугодии, сроки заселения сорваны в 28 домах. А это вынуждает откладывать переселение жителей из пятиэтажек, ломаются сроки передачи этих площадок под строительство в 2005 году. Такое происходит в Дегунине, Бескудникове, Северном Медведкове, Перове и некоторых других районах. – На каких городских территориях программа строительства жилья за счет городского бюджета имеет приоритеты, или же все распределено равномерно по городу? – В этом году еще остались районы новостроек, где планируется массовый ввод жилья, к примеру, это Кожухово. Но мы в целом по городу уже переориентировались на то, что строительство нового жилья должно вестись в районах пятиэтажного фонда. По всем программам. Несмотря на то, что ряд городских территорий существует в качестве новостроек. Но и там освоение идет за счет инвесторов. Такие территории, как, скажем, Щербинка, выставляются на конкурс. Однако и там жилье можно было бы строить за счет горбюджета. – Объем средств, выделенных на 2005 год, больше, чем был в текущем году. Этого достаточно? – В бюджете на следующий год на строительство по городскому заказу выделено 24 млрд. рублей, и это действительно больше, чем в текущем году. Но объем средств – не показатель. Идут инфляционные процессы, стоимость жилья растет. По нашему мнению, эти 24 миллиардов еле-еле обеспечат планируемый ввод жилья в будущем году. Но тогда никакого задела на 2006 год не получится. А так не должно быть. Ведь начиная, пожалуй, с августа нужно работать, уже имея в виду следующий год. И если мы не начнем вкладывать в августе, то в первом квартале следующего года ничего не получим. А значит, нельзя говорить и о равномерности ввода жилья. В том-то и трагедия, что планируются сразу два показателя: построить сколько запланировано, на те деньги, которые дали. А это не стыкуется из-за инфляции! – Как реализует департамент свои функции городского заказчика и отраслевого инвестора, готовясь к работе в будущем году? – В этом году был создан комитет по проведению торгов и аукционов. Этот комитет с нашим участием как заказчика проводит тендеры на строительство городского жилья. Если какой-то застройщик неважно сработал на городском заказе, то участвовать он может, и его экономические расчеты могут быть вполне удовлетворительными, только вот шансы его на успех невелики. При отборе большее значение имеют формальные признаки. Но вот уже при выставлении конкретного объекта критерии четче: предшествующая работа, нарекания, замечания. Конкурс тут важен, потому что при выборе подрядчиков рисковать нельзя. Слишком велика может быть цена ошибки. Комплекс мер, осуществляемых департаментом, должен реформировать систему взаимоотношений в строительной отрасли, связанной с отсутствием конкуренции, слабой заинтересованностью подрядчиков. Нужно изменить отношение строителей к результату труда. – Какова стратегия строительства жилья по городскому заказу? – Мэр принял решение: переселять только в пределах района бывшего проживания. Мы исходим из этого, формируя программы. И строители теперь работают так же. Пока они не сдадут дом, чтобы в него переселить москвичей из соседней пятиэтажки, до тех пор не освободится место для нового строительства. Долгое время политика была в том, чтобы строить новые районы, осваивать, так сказать, целину. Теперь идет переориентация на застройку районов пятиэтажек. Люди там живут по полвека, семьи выросли. И нормы были совсем иные. Теперь нужно больше новых поликлиник, магазинов. Но не огромных, для которых в районах пятиэтажной застройки просто места нет, а небольших. Люди стали больше требовать, а наша задача – удовлетворить их потребности. Поэтому упомянутые выше серии домов и важны. Они дешевле. В чем преимущество монолитного жилья – оно может удовлетворить любые запросы по набору квартир из разного количества комнат. К тому же они требуют меньше средств на эксплуатацию. Мы бы и рады строить только монолит, но не хватает средств. Но это уже следующий этап…

Беседовал Александр Касатов