Валерий Виноградов: «Конфликтов почти не бывает там, где власть неформально работает с людьми»

За десять лет в Юго-Западном административном округе только жилья выстроено более семи миллионов квадратных метров. Практически завершена застройка Северного Бутова, выросли новые микрорайоны Южного Бутова, пятиэтажки «Черемушек» и прочих старых районов заменяют современные комфортабельные здания.

Но «на каждое действие находится противодействие». Стихийные митинги, массовые протесты жителей против нового строительства стали обычным делом. О подобных ситуациях и о том, как предупредить их возникновение, рассказывает, член правительства Москвы, префект Юго-Западного округа Валерий ВИНОГРАДОВ.

«Квартирный ряд»: Часто ли жители выступают против строительства? Есть какие-то цифры по этому поводу?

Валерий Виноградов: Много или мало жалоб жителей, не знаю, мы как-то не задавались целью их считать, но они есть. Все понимают, что крупный мегаполис не может развиваться без строительства, и голосуют обеими руками «за», пока стройка не оказывается рядом с собственным домом. Тут часто назревает волна протеста. Наша задача – соблюсти баланс. И выполнять градостроительные решения, и не ущемлять интересы граждан.

Мы привлекали специалистов из Института социологии РАН, создали согласительную комиссию. Нам помогли выработать некий механизм, позволяющий достигнуть компромисса между городом, жителями и инвесторами. Уже на этапе рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка мы рассказываем жителям о планируемом строительстве. Сообщаем адрес объекта, этажность, площадь застройки, расстояние до ближайших домов, привлекая районные и окружные СМИ.

Проект демонстрируется, и все желающие могут посмотреть на него и поговорить со специалистами-проектировщиками, автором проекта, представителями заказчика, управы. Жители высказывают свои пожелания и предложения. Если они разумны, то обязательно учитываются.

Там, где работа с населением носит неформальный характер, конфликты почти отсутствуют. Вот, например, Обручевский район – победитель городского конкурса «Информируем из первых рук» в номинации «Решение местных проблем». Строительство там весьма интенсивно, а осложнения минимальны.

К.Р.: Вас, Валерий Юрьевич, послушать, так и проблем почти никаких нет.

В.В.: Да нет, строить тяжело, особенно в сложившихся, старых районах. И это не зависит от назначения объекта – жилой дом, магазин, спорткомплекс, гараж – все дается с трудом. Например, несколько лет назад возводили детский бронхолегочный санаторий на улице Капицы. Жители дружно протестовали. Мы встречались, разъясняли. Все-таки построили. Уникальный для столицы, единственный в Москве подобный санаторий прекрасно вписался в окружение, все привыкли, все довольны. Или вот: год назад велось строительство торгового комплекса «Панорама» – жители близлежащих домов выступали категорически против. Сейчас «Панорама» пользуется большой популярностью. Особенно интересна их уникальная парковка на крыше. За счет комплекса благоустроена территория у станции метро «Новые Черемушки», благоустроены дворы, оборудованы детские площадки. Жители соседнего дома жаловались на проезд через двор машин – сделаны ограждения. Такие случаи не единичны. На углу улицы Челомея и Воронцовских прудов строится жилой комплекс. Инвесторы включились в программу восстановления Воронцовского парка и выделили на это 2 миллиона рублей.

К.Р.: Вечная больная тема – гаражи. В частности, немало шума вызвало строительство гаража во дворе домов на улице Пилюгина.

В.В.: Здесь ситуация такова. Есть пайщики потребительского кооператива, которые на свои кровные деньги хотят построить гараж. Все законно: есть проект, прошли все согласования, но с 1999 года не могут начать строить – протестуют соседи, машины которых стоят на временно оборудованной автостоянке. На нее с 1996 года нет ни единого документа, и они ни за что не платят. Сначала они вроде бы боролись за детскую и спортивную площадки. Мы договорились с заказчиком, тот внес изменения в проект, площадь застройки уменьшилась, и площадки остались на месте. Полтора месяца людей информировали, даже ходили по подъездам. Рядом с домом оборудовали временную автостоянку. Казалось бы, чего еще? Но когда строители вышли на площадку, «борцы за правду» разрушили забор, разобрали пешеходную дорожку, заставили место стройки своими машинами, а затем, перед камерами операторов программы «Времечко», высадили на площадке деревья.

Ситуация непростая, по обе стороны «баррикад» – жители, но одни поступают по закону, а другие... Я на стороне закона. На очередной встрече с членами гаражного кооператива я настаивал, чтобы они подали исковое заявление в суд.

К.Р.: А часто ли дело доходит до суда?

В.В.: Всякое бывает, но, как правило, выход, в конце концов, находится. Вот свежий пример. Люди, живущие в домах 5 и 7 по улице Теплый Стан, категорически не желают, чтобы рядом с ними возводились жилые здания. Устраивают акции протеста, рассылают обращения в газеты. Пикеты, сжигание чучел... При таком эмоциональном выражении своего мнения разумный диалог довольно затруднителен. Почему же они протестуют? Считают, что жилья в Теплом Стане построено достаточно, а физкультурно-спортивных сооружений мало. Их и вправду мало, но жилья еще более не хватает! Руководители управы встречались с инициативными группами, передали им все документы по строительству объектов. Инвесторы предложили построить физкультурно-оздоровительный комплекс и подземный гараж, согласились учесть другие требования жителей. Работает согласительная комиссия, в которую вошли советники муниципального Собрания, представители инициативных групп и районной администрации. Кажется, дело сдвинулось с мертвой точки, и появилась надежда найти компромиссное решение.

К.Р.: Гаражи, элитные жилые дома часто бывают камнем преткновения. Но уж к возведению новых детских садов и школ люди наверняка относятся лояльно?

В.В.: Представьте себе, не всегда. К примеру, жители улицы Шверника возражают против сооружения новой школы и детского сада, хотя в микрорайоне 10 С школа очень нужна. В Академическом районе школьные классы вообще переполнены, а еще на проспекте 60-летия Октября скоро станут заселяться новые дома... Словом, необходимость в подобном учреждении очевидна. Но дело в том, что проект предусматривает вырубку 400 деревьев, так что беспокойство людей тоже обосновано. Сейчас приостановлены все предварительные работы, и решается вопрос о переработке проекта. Особое внимание придется обратить на оптимальное прохождение инженерных сетей, именно из-за них пострадает значительная часть зелени. Возможно, следует изменить посадку здания. А, может, просто сделаем пристройку к уже имеющейся школе. Эти вопросы сейчас обсуждаются с заказчиками, проектировщиками, специалистами Мосгорприроды.

К.Р.: Да, гибель бедных городских зеленых «оазисов» часто вызывает у москвичей не лучшие чувства.

В.В.: Не следует сгущать краски. Вырубка деревьев происходит только по порубочному билету, и жители как-то забывают, что при первых обсуждениях им непременно рассказывается об объеме компенсационного озеленения – то есть, сколько деревьев, кустарников будет посажено вместо имеющихся. Как правило, количество их в несколько раз превышает то, что строители вынуждены спилить. Кричат: «У нас все вырубили!», а то, что строители посадят потом в несколько раз больше, этого будто и не слышат.

К.Р.: Традиционным пунктом претензий к строителям также является грязь, развозящаяся по окрестностям.

В.В.: Согласен, аккуратности в этом деле мы еще не научились. И тут все зависит от строгости контроля со стороны управы района и сотрудников АТИ. Вот относительно свежий пример. В 43-м квартале, стоящем на косогоре, весной, когда растаяло, поток грязи хлынул на улицу Островитянова. Посыпались жалобы – большегрузный транспорт развозил грязь по всей округе. Штрафные санкции АТИ строителей не пугают – капля в море. Пришлось применить крайнюю меру – приостановить производство работ, что влечет за собой колоссальные убытки. В два дня порядок был восстановлен, стали функционировать пункты мойки колес. Но обычно до такого не доходит – удается найти со строителями общий язык.

Хотя в последнее время в этой области наметились некоторые сдвиги. Ежегодно в городе проводится конкурс «Лучшая строительная площадка». И, хотите верьте, хотите нет, он очень помогает навести порядок на стройках. Требования его таковы: наличие качественного проекта производства работ, жесткое соблюдение сроков каждого их этапа. Обязательное ограждение строительных площадок, ворота, пешеходные галереи, вывески, указатели. Непременные пункты мойки колес, приличные бытовки, столовые, душевые, туалеты, сушилки, комнаты отдыха. Уборка строительных площадок и прилегающих территорий от мусора и отходов производства и так далее. Словом, все то, что и должно присутствовать на рабочем месте уважающих себя и окружающих строителей.

К.Р.: Да, неплохо если б так было не только во время конкурсов… Потому что, чего уж там скрывать, жить рядом со стройкой – удовольствие небольшое.

В.В.: Не стану возражать, хотя иногда зрелище растущих на глазах этажей бывает и радостным. Это касается переселенцев, которые из окон наблюдают, как строится их новый дом. Так было с обитателями двух пятиэтажек на улице Новаторов, которые только-только заселились в новый дом серии «Парус», пока что единственный в Москве. Старый и новый дома так близко, что вещи на руках переносят.

Напоследок еще раз хочу подчеркнуть, что основная причина конфликтов – недостаток информации. Вот два месяца назад мы закладывали камень на месте будущего строительства Дворца игровых видов спорта. Тут же начались возмущенные звонки в управу, префектуру. Встретились с жителями, объяснили, что объект не коммерческий, что на большой спортивной арене будут проводиться крупные соревнования, чего до сих пор в округе не было, что для их детей и внуков занятия будут бесплатными... Естественно, страсти улеглись.

О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ

Валерий Виноградов, коренной москвич, родился в 1958 году. Имеет два высших образования. В 1981 году окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института, в 1995 - Московскую государственную юридическую академию. Кандидат исторических наук.

Работать начал в 1975 году в школе. Затем: управляющим делами исполкома Железнодорожного района, заместителем и первым заместителем префекта ЮЗАО, руководителем Департамента территориальных органов исполнительной власти. С января 2000 года – префект ЮЗАО. Женат, имеет троих детей.

Мария Кронгауз