Ярмарка идей для Большой Москвы

Ярмарка идей для Большой Москвы

Названы победители конкурса проектов по развитию Московской агломерации. Как сообщили в Москомархитектуре, вперед вышли две команды – французская и американская, их проектные решения международное жюри оценило как «относительно лучшие».

В двух номинациях («Московская агломерация» и «Большая Москва») отличилась Antoine Grumbach et Associes, Париж, а в номинации «Федеральный центр» – Urban Design Associates, Питтсбург. Об экспозициях финалистов в Парке культуры и отдыха имени М. Горького мы рассказывали в прошлом номере «КР». Сегодня дадим слово инициаторам и организаторам конкурса, членам экспертного совета.

Сергей Собянин, мэр Москвы:

– Пожалуй, главным результатом работы участников конкурса является не какой-то застывший проект, а понимание проблем таких агломераций, как Москва. Это самый большой город Европы. И теперь мы лучше начинаем понимать его беды, знаем, как их решать. К счастью, по большинству проблем, по большинству способов их решения взгляды наши совпадают.

Коллективы предлагают создание новых центров притяжения, более равномерное развитие жилья, рабочих мест, социальной и транспортной инфраструктуры. И мы не только декларируем это, но и продвигаемся в этом направлении. Мы приступили к проектированию транспортной инфраструктуры района Рублево-Архангельского делового финансового центра, к строительству инженерных и транспортных коммуникаций инновационного центра Сколково. Разрабатываем концепцию и стратегию развития территории в районе Калужского шоссе. Отдаем приоритет развитию общественного транспорта.

Тесно взаимодействуем с руководством Московской области, поскольку невозможно представить развитие отдельно города Москвы, Московской области и новых территорий.

Хотел бы поблагодарить все команды за ту колоссальную работу, которую они провели в Москве. Провели со знанием дела, с высоким профессионализмом, вкладывая в эти проекты всю свою душу. Я благодарю и не прощаюсь, потому что считаю, что наше сотрудничество продолжится в ближайшие годы на благо Москвы, москвичей, на благо России.

Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы, глава столичного Стройкомплекса:

– На конкурс собрались лучшие урбанисты и архитекторы со всего мира, проделали огромную работу. Главное – объективным независимым взглядом оценили проблемы и представили концепции развития Московской агломерации. И это мировая практика. Такие же конкурсы проходили по развитию Парижской агломерации, китайцы привлекали международных экспертов для определения перспектив развития своих крупнейших городов.

Проектные решения команд, признанных относительно лучшими, а также наиболее интересные идеи других участников конкурса станут основой технического задания на разработку Генплана Большой Москвы.

Александр Колонтай, координатор конкурса, заместитель гендиректора ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»:

– У всех команд есть уникальные идеи и наработки, которые впоследствии могут использоваться в сфере градостроительной политики, при разработке проектных решений и совершенствовании правовой базы. Команды работали на здравый смысл, на чисто профессиональное грамотное решение. Стоит особо отметить высокий уровень компетенции всех конкурсантов, которые оперируют понятиями социологии, экономики и политэкономии, финансов, экологии, архитектуры и т.д.

Юрий Григорьев, академик архитектуры, эксперт конкурса:

– Практически все проекты находятся примерно на одном уровне не только по подаче, но и по содержанию. Все с глубоким анализом самой Москвы – какие задачи перед ней стоят и как их решать, и по новым территориям. Но на это нужен не год, не пять, а много лет. Прежде всего, надо решить вопросы транспорта, экологии и мест приложения труда.

Михаил Блинкин, член экспертного совета, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

– Одна из идей, которая пронизывает все проекты, – борьба с пробками. В первую очередь, с помощью планировочных средств. Мы должны оставить наивную практику последних 20 лет, когда старые московские улицы переделывали в квази-хайвэи. Это выброшенные деньги. Отдельно улицы и отдельно скоростные магистрали. Нет денег? Лучше подождем. И второе – это современный общественный транспорт, на который было бы не стыдно сесть благополучному москвичу и москвичке.

Вячеслав Ильичев, первый вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук:

– Важно то, что в конкурсе участвуют и российские, и иностранные специалисты, есть и смешанные команды. Обсуждение каждого проекта заканчивалось семинаром, детально рассматривались заложенные в нем идеи. Если их собрать воедино, то можно предложить концепцию развития города в современных условиях. Ведь его беды имеют системный характер, решать отдельные проблемы невозможно.

Татьяна Никитина