РКЦ: расчет не отходя от кассы

РКЦ: расчет не отходя от кассы

А если серьезно, то РКЦ – это расчетно-кассовый центр по начислению, сбору и обработке коммунальных платежей и, конечно же, к кассовым аппаратам в нашем привычном понимании он никакого отношения не имеет. Это единый аппаратно-программный комплекс, регулирующий деятельность жилищно-коммунального хозяйства округа или района на основе полного финансового анализа.

Комплекс РКЦ разработан фирмой «Региональные системы – Эскейп», которая более 10 лет специализируется в области информационно-расчетных технологий. География комплекса достаточно велика: система может работать и на районном уровне, и охватывать территорию целого города. Несколько лет назад РКЦ был внедрен в Курске и спустя короткое время преимущество его стало очевидным – городские власти получили реальную возможность экономить 15–20 процентов бюджетных средств только за счет четкого контроля над движением финансовых потоков в структурах жилищно-коммунального хозяйства.
Достигается это тем, что система РКЦ включает в себя единую базу данных, способную интегрировать сведения, связанные со сферой ЖКХ и городского хозяйства в целом. Причем переход на РКЦ происходит без нарушения сложившейся структуры сбора платежей, что делает его привлекательным для служб ЖКХ и удобным для жителей.
Существующая ныне система сбора информации от предприятий ЖКХ, поставщиков коммунальных услуг и жителей не устраивает все три стороны. Дело в том, что собираемые данные поступают в информационную базу в несогласованных форматах, часто с несовпадением отчетных и фактических сумм. Для выяснения реальной картины теряется время на дополнительные пересылки документов. Из такой отчетности совершенно невозможно получить аналитические материалы, которые просто необходимы для принятия управленческих решений.
Появились и другие проблемы. Большие объемы обрабатываемой информации, возросшие требования к процессу управления требуют современных технологий, создания единого информационного и программного пространства.
Эти задачи оптимизированы в РКЦ, который имеет модульную структуру. Очень важно, что доступ к базе данных определяется соответствующими обязанностями и полномочиями пользователя. Иными словами, граждане имеют гарантию надежной защиты той информации, которую они декларируют в документах по оплате за потребляемые услуги ЖКХ.
Какая же, собственно, информация содержится в модулях единой базы данных?
Полные сведения о жилищном фонде: административно-территориальное деление города, округа или района по участкам ресурсоснабжающих организаций, паспорта домов, квартир, включающие сведения о площадях, стоимости, форме собственности, видах инженерного и специального оборудования.
Блок по БТИ предназначен для характеристики жилых и нежилых помещений, находящихся в структуре города, составления экспликации помещений, прилегающих объектов и территорий, создания и ведения электронного архива данных.
Модуль по паспортному столу содержит информацию обо всех жителях территории, по финансово-лицевому счету аккумулирует из других блоков сведения о жилой площади и ее обитателях.
Оригинальную систему аналитических счетов для отдельного участка платежей по каждому виду услуг представляет модуль по субсидиям и начислениям.
В разделе о льготах работает подробная справочная система по законодательству. В «Справочниках» представлены списки данных, необходимые для быстрого поиска нужной информации, имеющейся в других модулях системы.
В РКЦ есть также полные данные о тарифах и ставках на ресурсы и услуги, нормах потребления со ссылками на соответствующие законодательные документы.
Большой модуль по платежам, благодаря которому процесс принятия оплаты выставленного счета автоматизирован. Отдельным модулем выделены данные о предприятиях-поставщиках коммунальных услуг и банках, участвующих в схемах сбора коммунальных платежей.
В разделе «Аналитика РКЦ» представлена подборка отчетно-аналитических диаграмм, гистограмм, графиков, которые используются для оперативного получения информации, и с помощью которых принимаются управленческие решения.
Одной из составляющих реформы ЖКХ станет создание информационно-расчетных центров, которые вскоре появятся в Москве. Пока не ясно, будет ли это единый общегородской центр, как, например, в Санкт-Петербурге, или с учетом особенностей столичного мегаполиса расчетные центры сформируют по округам на базе ДЕЗов. В любом случае, судя по опыту компании «Региональные системы – Эскейп» (и это не единственный пример), внедренные разработки по созданию расчетных центров в Москве есть, надо выбрать наиболее оптимальные из них.

Татьяна Данилина