Cтавки могут вырасти

Cтавки могут вырасти

Ипотечный рынок оживился, и персонал банков порой не успевает справляться с наплывом посетителей. Результатом становятся сложности у заемщиков, которые не всегда в срок могут получить нужные бумаги.

К примеру, в одном из банков при оформлении кредита под залог квартиры в Подмосковье с клиентов стали требовать справки... об отсутствии задолженности за электроэнергию. Учитывая, что такой документ можно взять только в определенные дни, получение кредита затянулось на несколько дней. А от организации, выдавшей справку об отсутствии задолженностей за киловатты, в свою очередь, потребовали документального подтверждения, что эта организация имеет право выдавать подобные справки...

Получение дополнительных бумаг, не нужных для сделки, заставляет заемщиков либо «добывать» требуемое банком (что отнимает время), либо вообще отказываться от получения кредита. Таким образом, не имея возможности обслужить всех желающих, банки выбирают наиболее выгодных и беспроблемных клиентов, создавая для других некие искусственные препоны.

Подобная ситуация не является продуманной «заградительной» политикой банкиров, это все лишь следствие возросшего спроса на ипотеку в банках, предлагающих наиболее выгодные условия кредитования. Соответствующие отделы банков, численность которых вот уже второй год явно не рассчитана на «паломничество», оказались завалены работой.

Случилось это потому, что в первые месяцы кризиса число желающих взять ипотеку стремительно приближалось к нулю, да и сами банки не жаждали заниматься кредитованием граждан под залог недвижимости. Поэтому большинство соответствующих подразделений в финансовых структурах было если не ликвидировано, то сокращено до минимума.

В течение всего 2009-го, несмотря на постепенное снижение кредитных ставок и смягчение других условий, ипотечный рынок не спешил оживать. А значит, не было повода расширять штаты. И вот сейчас, когда «количество перешло в качество», в кредитно-финансовых учреждениях чувствуется недостаток квалифицированных кадров, занимающихся выдачей ипотеки.

Кто-то, возможно, посчитает, что поведение банков напоминает предкризисное, когда они также требовали от заемщиков различные ненужные для сделки документы. Однако разница с предкризисным поведением банков – существенная: перед кризисом специалисты по кредитованию не задерживались на работе во внерабочее время, сейчас же специалистов кредитных отделов банков можно застать на работе с 8 утра и до 21:00, а иногда и до 22:00.

Думаю, сейчас со стороны банков будут предприняты определенные шаги, и ситуация в скором времени нормализуется. Скорее всего, организации, предоставляющие наилучшие условия кредитования, пойдут одновременно двумя путями. Во-первых, увеличат штат сотрудников кредитных отделов, во-вторых, – немного повысят ставки, чтобы снизить поток клиентов.

Дмитрий Овсянников, генеральный директор компании «ИПОТЕК.РУ»