Мрамор, розы, перфоратор

Мрамор, розы, перфоратор

Видели когда-нибудь, как громадная каменная глыба становится статуей? Как откалываются под перфоратором, ведомым твердой рукой, куски гранита? Кружится в раскаленном воздухе каменная пыль? Есть шанс посмотреть. Потому что в Парке искусств «Музеон» на Крымской набережной сейчас проходит очередной (двенадцатый по счету) симпозиум скульпторов.

«Музеон» – музей скульптуры под открытым небом, занимающий около 20 гектаров, – место вообще уникальное. Если по другую сторону Крымского вала, за знакомыми с детства воротами Парка культуры и отдыха, грохочут, визжат на виражах вагонетки разнообразных аттракционов, накрывает волнами со всех сторон разудалая музыка и пахнет шашлыком, здесь атмосфера совсем иная. – Вы не помните, как там у Лермонтова в «Тамбовской казначейше»?.. – вполне может обратиться к проходящему мимо загорелая женщина, покачивающаяся на скамейке-качелях. И прохожий добросовестно попытается вспомнить. Скульптур в парке собрание богатейшее – около 800 уникальных авторских работ, достаточно разнообразно представляющих историю страны. Нашли здесь свое место памятники Ленину, обосновался выселенный с Лубянской площади Дзержинский, Свердлов... Сильнейшее впечатление производит нагромождение каменных лиц за грубой железной решеткой (скульптор Чубаров) в качестве фона памятника Сталину. Количество экспонатов в «Музеоне» все прибывает – каждый из 11 прошедших симпозиумов оставил свой след. Вот на газоне деревянные фигуры – с деревом работали первые два года. Дальше настало время камня – известняк, мрамор, гранит... – Известняк мы сами в Домодедовском карьере выбираем, – рассказывает скульптор Сергей Смуров, ведущий мастер-классы. – Молодым, которые с камнем еще не работали, с известняком иметь дело, конечно, легче. А мрамор, гранит заказываем в Метрострое, они из Сибири привозят. Сергей считает ежегодные «мастерские под открытым небом» делом крайне полезным. В прошлые годы диапазон участников был шире – на одной площадке собирались зодчие из России, Украины, Азербайджана, Армении, Татарстана... Шло общение, взаимообогащение культур. Да и работать летом на воздухе значительно приятней, чем сидеть в облаках каменной пыли в душной мастерской. Весной созданный при «Музеоне» худсовет рассматривает эскизы претендентов на участие. Такой в некотором роде конкурс. Если эскиз одобрен – вперед! И материалом для работы обеспечат, и результат ее будет гарантированно выставлен, что тоже дорогого стоит. 2006-й – год Моцарта, поэтому работы семи скульпторов, собравшихся этим летом в Парке искусств, посвящены музыке. На каменной белой глыбе более полутора метров в высоту – черным набросок фигуры. Фархат Рзаев, творческий руководитель симпозиума, вооружившись перфоратором и надев защитные очки, решительно откалывает лишнее. Рядом – резак, молоток. Трудно пока представить, что с помощью этих инструментов можно создать что-то такое же белоснежно-нежное, как стоящая неподалеку, посреди сада роз, в окружении мощных, ало-оранжевых, бордово-красных, кремово-желтых кустов, композиция Фархата «Поцелуй». Впрочем, к концу лета уже вполне можно будет посмотреть на результаты. Но, честно говоря, и сейчас побродить по деревянным мосткам и каменным дорожкам, меж гротов, фонтанчиков, лилий, ирисов и других великолепий, восточного, к примеру, сада – удовольствие немалое. Кстати, и просто ходить по газонам здесь решительно разрешается.

По газонам ходила Мария Кронгауз