Недолгая власть улицы

Можете ли вы перечислить уличные праздники и гуляния, которые знаете? Сосчитать их невозможно. Во-первых, сколько на свете городов, столько и городских праздников, во-вторых, улица отмечает не только городские дни рождения, но и строго следует календарю – церковному и светскому, отмечая Рождество, Новый год, масленицу, Вербное воскресенье, первые теплые майские дни и т. д.
В Италии, например, таких праздников «на весь мир» известно три. День рождения Рима, когда ликующие граждане бросают цветы к лапам бронзовой волчицы, вскормившей Ромула и Рема. В праздник Святой непорочной девы Марии папа Римский возлагает венок к подножию столпа, на котором застыла дева Мария, и этот венок возносится наверх уже пожарными, которые чрезвычайно гордятся своей миссией. Нельзя не вспомнить венецианский карнавал, чей символ – печальная маска Арлекино. У лондонского Сити своя традиция. За собственные деньги Сити ежегодно заказывает музыкальный фестиваль, который длится дней десять. Да, чтобы поддержать имидж суперделового района, меценатствовать просто необходимо. Другой чисто английский праздник – диккенсовский фестиваль в Рочестере. Жители наряжаются в костюмы диккенсовских героев, и процессия шествует через весь город. На улицах – песни и танцы. Между прочим, городской бюджет ничего не финансирует, а вот туристы – охотно. Привлекает туристов и Средневековый фестиваль в Льюисе, где собираются любители рыцарской старины. Много похожего существует и у нас. И рыцари-витязи, и толкиенисты, и «лукьянисты», и булгаковские герои – ничем не хуже диккенсовских. И даже день святого Патрика, когда москвичи братаются с ирландцами, отмечается в соответствии с постановлением правительства Москвы! Уже не говорю про День города, который, может, и был изначально организован решением «сверху», но теперь органично существует на столичных улицах и дворах. Зачем улице праздник? Для чего останавливать размеренное существование, соскакивать с маршрута «утром на работу – вечером домой», и выходить на улицу в клоунском наряде? Карнавальный переворот, маленькая революция, шут на месте короля – вот главная идея уличных гуляний. Совершенства в деле уличных переворотов достигли немцы. Во время масленичного карнавала город отдается во власть шутам. Чему предшествует серьезная работа – заседание шутовских комитетов, строгий контроль над шутовскими костюмами – на соответствие традициям (костюмы передаются по наследству, не дай бог, появится какой-нибудь современный аксессуар). Вот два пункта из карнавальной программы. Шутовской суд над городским начальством, которое за свои «страшнейшие прегрешения» обязано поставить празднующим ведра с вином. Штурм городской ратуши шутовскими войсками, сигналом к которому служит выстрел из пушки с бумажным ядром. Ратушу обороняют «бюрократы», но исход штурма известен заранее – чиновники сдаются шутам. Праздник гремит четыре дня, пока не наступает «пепельная среда» – пора идти в церковь. Пар выпущен, король ненадолго свергнут, но трон ему возвращен, и надо приходить в себя. Горячим сторонником уличных безобразий на европейский манер был, как вы правильно догадываетесь, Петр I. Он не только насаждал «ассамблеи», но и праздники для толпы – с жареными тушами быков, фейерверками, стрельбой из пушек. Забавно, что петровские реформы породили протестный московский праздник – Праздный день, который приходился аккурат на 1 сентября. То есть на прежний Новый год, который Петр I «административно» перенес на 1 января. Главной «фишкой» праздного дня было изображение статуй – празднователи вымазывались мелом и застывали в статичных позах. Таков забавный предвестник нынешнего нашего Дня города. В связи с чем последнему хочется пожелать поменьше пафоса и побольше искреннего веселья. Ведь власть улицы длится недолго – всего день. Фатима Максютова