Под Питерской, под Тверской-Ямской

Главная улица Москвы – изначально дорога на Тверское княжество, а потом и на Петербург – сегодня готовится перенести очередную градостроительную метаморфозу. Тверскую уже не будут расширять, как в середине тридцатых годов, современные архитекторы по-своему увеличат ее пространственные возможности.

Без «шанхая» и подорожных Площадь Тверской заставы – в старину участок границы Москвы по Камер-коллежскому валу. Здесь проверялись подорожные при въезде в ервопрестольную. Несмотря на активный новодел последних десятилетий, небольшие двухэтажные строения, старинный подземный тоннель, отреставрированная церковь доносят до нас гармонию старого города. К сожалению, только фрагментарно. А в целом, площадь Белорусского вокзала являет сегодня редкостный архитектурный винегрет. Ну, старина, сам Белорусский вокзал – это святое. А большое количество пестрых безвкусных и в то же время вызывающе-ярких пристроек в виде торговых и развлекательных центров, мелких кафе и забегаловок превращают одну из центральных площадей столицы в какой-то «шанхай». Огромная парковка машин, многолетняя тусовка «водил», занимающихся извозом, торговые палатки, пункты обмена валюты и бесконечный круговорот машин усиливают оттенок второсортности. Новая идея реконструкции известной площади предполагает ее существенное преобразование. Прежде всего, здесь появится транспортная развязка, которая изменит в обратную сторону автомобильное движение 1-й и 2-й Брестских улиц, соединит в единую пешеходную зону участок Тверской улицы и площадку, где будет стоять памятник А. М. Горькому. На площади более 3 га проектируются многоярусный подземный гараж на 1 378 машино-мест и торговый центр. Общая площадь всего подземного комплекса с наземными входными павильонами составит около 113 тыс. кв. м. Торговый центр займет 53 тыс. кв. м. Причем, наземных уровней комплекса будет не более двух, а подземных – пять. Проект реконструкции площади Тверской заставы разработан институтом «Мосинжпроект» в 2005 году. Сейчас префектура ЦАО и районная управа освобождают строительный участок от торговых павильонов. После реконструкции площади машины будут парковаться под землей, транспортное движение упорядочится, и здесь появится безопасная пешеходная зона, а разномастная торговля окажется в едином комплексе. Согласно намеченному плану площадь Тверской заставы, действительно, должна существенно преобразиться. Разумеется, если все проектные и строительные работы будут выполнены со вкусом и с учетом исторически сложившейся застройки территории. Парковка на Маяковке А на Триумфальной площади будет построена подземная парковка на 620 машино-мест. В последние годы площадь превратилась в огромную наземную парковку. Среди этой автотолкотни даже монумент Владимиру Маяковскому теряет былое величие. Разработаны предпроектные предложения на строительство современной парковки. Надо отметить, что подземное пространство площади уже довольно активно использовано. Здесь проходит линия метрополитена, большая эстакада, уже существуют многочисленные подземные переходы. Кроме того, вопрос о строительстве парковки на Триумфальной площади должен рассматриваться в комплексе с решением проблемы по корректировке транспортной схемы движения по Брестским улицам. Уже известно, что при изменении направления привычного движения этих улиц потребуется установить светофор возле здания Москомархитектуры. Подземные перекрестки Самые серьезные преобразования коснутся недр Пушкинской площади. Здесь планируется построить тоннели и подземный торгово-досуговый центр с автостоянкой. Использовано будет подземное пространство пересечения улицы Тверской с Тверским бульваром, участок Пушкинской площади и перекрестка у Страстного бульвара. На этом месте предполагается создать необходимый городу транспортный узел и развести автомобильное движение на разные уровни, в том числе убрать бесконечные заторы с главной улицы столицы. Общая площадь строительства, включая торгово-досуговый центр с подземной автостоянкой, – 96 500 кв. м. Из них пешеходные переходы, лестницы, въездные-выезные пандусы и рампы, пешеходные переходы, соединяющие вестибюли станций метро «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская», займут около 25 300 кв. м. Подземная парковка будет рассчитана на 1 000 машино-мест, ее площадь составит не менее 34 600 кв. м. А подземный торгово-досуговый центр займет до 36 600 кв. м. Углубляться вниз намерены на 4 этажа. Кстати, транспортные тоннели будут проходить на втором уровне. Сейчас идет работа над проектом масштабных преобразований андеграунда. И летом этого года начнутся подготовительные работы к первому этапу строительства. Уже известно, что в проекте закладывается солидное озеленение, новые фонтаны. Кроме того, намечено расширение Большой Бронной улицы и Сытинского переулка. И эти намерения градостроителей москвичам не особенно нравятся... О вкусах не спорят? Да, по поводу будущих преобразований главной улицы Москвы и ее площадей у москвичей уже сегодня возникает много вопросов и сомнений. Конечно, шум и неудобства стройки положительных эмоций не доставят. Однако в первую очередь людей волнуют заявленные сроки строительства – порядка двух лет. Возможно ли такой серьезный проект воплотить в жизнь за столь короткие сроки? Опять же, кто и как будет строить? В целом, проект – инвестиционный. На сегодня подписано 26 контрактов на проектно-изыскательские работы. Среди них проекты геологических и археологических изысканий, по обследованию и укреплению фундаментов близлежащих зданий, ландшафтному оформлению и др. И, конечно, в первую очередь специалисты обследуют сооружения метрополитена. А еще москвичи опасаются, что изменится привычный, сформировавшийся облик главной улицы столицы и ее площадей. Ведь Тверская – это основная артерия, ведущая к сердцу Москвы, ее символ. А уж Пушкинская площадь – это просто реликвия. В былые времена ее и так нещадно потрепали. Исчез Страстной монастырь, памятник Пушкину «переехал» на противоположную сторону, при реконструкции и расширении площади в 30 – 40-х, а потом и в 50-х годах было снесено довольно много старинных зданий. Это в двадцатом веке. А в девятнадцатом – на Тверском бульваре, выходящем на Страстную площадь, можно было встретить всю Москву. Это было излюбленное место светских прогулок, сюда молодые москвички и заезжие барышни приходили поглазеть на светских львиц и знаменитостей. В недавние семидесятые и даже восьмидесятые «Пешков-стрит» была местом многолюдного променада. Теперь москвичи и гости столицы не гуляют – мчатся... И все чаще приходится слышать мнение о том, что современная градостроительная эпопея способствует бесконтрольному перенаселению города, уже много лет столица не справляется с транспортными и пассажиропотоками... Но выход всегда находится, хотя бы даже подземный.

Ольга Мирошниченко