Николай Рубцов: человек не должен ходить за справками достаточно позвонить в компанию

Николай Рубцов: человек не должен ходить за справками достаточно позвонить в компанию

«Только не вспоминайте историю. Честно признаться – надоело». Такую просьбу я услышал в страховой компании «МАКС». Речь шла о том, что именно эта компания – один из лидеров страхового рынка России – дала толчок развитию жилищного страхового рынка в Москве (по городской программе). Пообещал – не буду. Значение жилищного страхования куда шире. В чем оно?

С этого вопроса началась наша беседа с заместителем генерального директора «МАКСа», директором Департамента имущественного страхования этой компании Николаем Рубцовым. -Действующая в Москве система страхования жилья очень хорошо характеризует принцип социального партнерства, бизнеса и власти. Что я имею в виду? Власть по конкурсу выбрала несколько страховых компаний для решения одной из локальных, но важных проблем социальной защиты жителей города, а именно – защиты имущественных интересов и жилищных прав. Инициатором программы выступило правительство Москвы, считающее, что страховые компании более эффективны, нежели жилищные организации, в вопросах оценки причиняемого жилью ущерба. Страховые организации решают важную экономическую задачу – сберегают городские бюджетные средства. Главное же в том, что люди без проволочек и волокиты получают деньги на ремонт поврежденных квартир. Правительство Москвы взяло на себя обязательство по частичной компенсации ущерба. В прошлом году страховые компании и правительство Москвы выплачивали пострадавшим по 1/2 величины ущерба. Подчеркну, что бюджетные деньги перечисляются непосредственно пострадавшему гражданину. За два последних года страховые компании выплатили москвичам почти 200 млн. рублей, столько же пострадавшие получили и из городского бюджета. Понимая, что чем больше будет застраховано квартир в городе, тем больше будут выплаты страховых компаний, а следовательно, и больший размер составит экономия бюджетных средств, власти города разрешили использовать единый расчетный документ для начисления и уплаты страховых взносов, подключили ДЕЗы к разноске жителям страховых документов. За счет этих решений плата населения за страхование своих квартир почти в 10 раз меньше, чем при обычном страховании. И еще. В последнее время рост числа застрахованных квартир стабильно составляет 20% в год. Все больше заключается договоров страхования имущества. Так что значимость этого проекта социального партнерства страховщиков и правительства города трудно переоценить. – Как ваша компания подходит к программе льготного страхования жилья? – Участие нашей компании в этой программе – продолжение политики компании по реализации социально ориентированных проектов. МАКС первым начал работать по этой программе, нам самим пришлось на практике разрабатывать алгоритмы этого вида страхования: создавать сложнейшие технологии учета и систематизации клиентской базы, описания и унификации параметров жилищного фонда города, расчета тарифов и размеров страхового возмещения. Мы наладили взаимодействие с Банком Москвы, и можем в режиме реального времени получать информацию о страховых платежах населения. Все это позволяет оперативно реагировать на любые ситуации, возникающие с нашими клиентами – получать все данные по поврежденной квартире, быстро производить расчет, оперативно регулировать убытки. При этом за восемь лет нашего участия в программе нам не было предъявлено ни одной подтвердившейся жалобы клиента. Мы предлагаем тем нашим клиентам по льготному страхованию, у кого есть жилье с качественной отделкой, «достраховать» его до желаемой суммы по коммерческим расценкам. У нас – большое разнообразие добровольных программ, которые можно индивидуально адаптировать под конкретные потребности клиента. Программа льготного страхования подходит и тем, у кого нет достаточных средств на коммерческое страхование, и тем, кто хочет иметь более солидное возмещение в случае ущерба, но может сэкономить часть средств, воспользовавшись льготной страховкой. Я убежден, что схема льготного страхования жилья может выйти за рамки конкретной программы и стать прообразом всей будущей цивилизованной системы страхования в России. – Постановление правительства Москвы № 816 «О развитии системы страхования в жилищной сфере города Москвы» вступило в действие с начала этого года. Согласно ему страховые взносы – в расчете на 1 кв. м – повышаются с 50 до 60 коп. Сумма небольшая, но вы знаете, как население встречает любое повышение цен. Не обрушит ли оно страховой жилищный рынок? – Думаю, что не обрушит. Более того, скорее всего число застрахованных квартир возрастет. Дело в том, что взносы увеличиваются на 20 проц. (причем, общая ежемесячная сумма не такая уж большая – до 30–40 руб.), но при этом – если что-то случится – человек получит в полтора раза больше, чем раньше. До 2005 года страховая стоимость квартир оценивалась из расчета 9 тыс. руб. за 1 кв. м, сейчас – 13,5 тыс. руб. За деньги, полученные в виде возмещения, человек сможет сделать ремонт с использованием современных материалов. При этом заметьте, что городское страхование гораздо дешевле коммерческого. Люди прекрасно понимают выгоду. – Но все же и к такому, пусть и выгодному для населения, повышению, людей надо было подготовить. Разъясняли ли людям эти новшества? – Конечно. Выступления по радио, кабельному окружному телевидению, публикации в прессе, встречи с населением. Но буду неискренен, если скажу, что это была достаточная работа. Страхование жилья – дело не только страховых компаний, но и власти на местах – в округах, управах. Если бы все квартиры в округе были застрахованы, то это принесло бы огромную экономию бюджетных средств, сняло бы значительную нагрузку с жилищных организаций. В общем, значительной поддержки со стороны местной власти мы пока не чувствуем. – Половина застрахованных квартир в Москве – это, безусловно, успех. Но есть еще и вторая половина. Одна из причин, почему не страхуются люди – боятся, случись что – придется бегать за справками, а получат ли деньги – не уверены... – Оставляю в стороне авторитет самих компаний – все они были отобраны по конкурсу, и главным критерием являлась их финансовая устойчивость, умение действовать строго в рамках закона – скажу о другом: доступность и надежность этого страхования гарантирует правительство Москвы. Может ли быть гарантия выше? Наша задача – вообще освободить человека от любых хождений. Если он хочет что-либо застраховать, получить консультацию или у него происходит страховое событие, он просто звонит в страховую компанию и вызывает специалиста, который решает все вопросы. – Новым постановлением предлагается альтернативная схема – для людей, которые захотели бы заплатить больше за страховку (10,8 руб. за кв. м жилья) в год. Но хотели бы и получить больше – из расчета 17 тыс. за кв. м. Условие: договор они должны оформлять в самой компании. В связи с этим вопрос: не собираетесь ли вы расширять свою сеть? – Собираемся. Но помощь префектур могла быть ощутимей! Просим помещения вблизи станций метро, в торговых центрах микрорайонов, – там, где часто бывают люди. А нам говорят: не наш вопрос! Из одной префектуры прислали список помещений, где нет первых этажей, – одни подвалы, да еще в глубине дворов. Пойдут ли туда люди, вызовет ли у них доверие такое помещение? Вряд ли. – Еще одно новшество: переход от отдельно взятых квартир к комплексному страхованию домов в целом. Это относится к товариществам и жилищным кооперативам. Готова ли к этой работе компания? – Эксперимент по страхованию домов ТСЖ проводится в Северо-Восточном округе. Мы тоже застраховали семь товариществ. Конечно, этого мало. Среди наших клиентов немного и жителей ЖК и ЖСК. У них свои формы расчета за услуги ЖКХ – через банки, собственные правления. Им менее удобно оплачивать страховые взносы, чем жителям муниципальных домов. Тогда мы решили в почтовые ящики каждого члена ЖСК бросать наши квитанционные книжки. И это не помогло. Число застрахованных пайщиков – не только у нас, а по городу в целом – вшестеро меньше, чем «муниципалов»! Сложное оформление – традиционное объяснение. У меня свой взгляд: что «товарищи» (в ТСЖ), что пайщики (в ЖСК) по-настоящему себя собственниками еще не чувствуют. В противном случае разве остановили бы их оформительские неудобства? – Вы правы. Собственника мы еще не воспитали. Что касается пайщиков, возможно, ситуация изменится. Возможно, кооперативы будут оплачивать услуги ЖКХ через единые центры. – Если так, внесем для членов ЖСК страховые взносы в единый платежный документ. Откликнутся ли? Посмотрим. Это же относится и к домам ТСЖ. – А куда уходят средства, полученные от реализации программы после выплаты ущерба пострадавшим? Ведь на эти цели расходуется не вся сумма поступивших взносов. – Выплачивается зарплата сотрудникам, оплачивается изготовление и доставка страховых документов населению, а кроме того образуется фонд – «резерв предупредительных мероприятий». Расходуется он централизованно – Городским центром жилищного страхования. Прежде всего на оснащение предприятий, которые помогают спасать дома и квартиры, попавшие в аварию. Наша компания приобрела для пожарных депо несколько автоцистерн с автонасосами, пожарные автолестницы, другую технику. Мы реконструировали в ряде районов ЦТП, электрощитовые. Провели также огнезащитную обработку деревянных конструкций чердаков, реконструировали и модернизировали системы дымоудаления и противопожарной автоматики в ряде зданий. Есть еще одно перспективное направление – участие в городской ипотечной программе. – Каков механизм такого участия? – В ближайшие месяцы его должен разработать Департамент экономической политики и развития города Москвы. По сути это то, о чем мы с вами говорили: социальное партнерство бизнеса и власти, участие коммерческих структур в решении социальных проблем города. Это мы считаем важнейшей частью нашей работы.

Беседовал Исаак Глан