С миру по нитке для домашнего интерьера

С миру по нитке для домашнего интерьера

Сегодня моден дизайн квартир в национальном стиле. Но чтобы не промахнуться и не переборщить, было бы неплохо знать, чем обусловлены предпочтения каждого народа в создании домашнего интерьера.

Эстетика пустоты

Японцы превыше всего ценят пространство, а потому склонны к минимализму и готовы пренебречь внешними эффектами. Так что изящные мелочи, придающие шарм французскому интерьеру, будут неуместны в Стране восходящего солнца.

Стремление японцев к эстетичной пустоте глубоко чуждо австралийцам, ведь они привыкли к просторам. А вот в Африке при оформлении жилищ стараются делать акцент на этническом колорите. Так непохожесть менталитетов причудливо превращается в многообразие интерьеров.

Прагматичные американцы стремятся к максимальной функциональности. Отсюда столь частое объединение гостиной и кухни.

В шведском или норвежском интерьере воплощена сдержанность, присущая представителям скандинавских народов. Прямоугольные просторные помещения обставлены самой необходимой мебелью. Скандинавский интерьер напоминает японский: в нем так же много свободного места и мало предметов.

Японская эстетика утверждает принцип: все лишнее безобразно, а пустота подчеркивает внутреннее изящество домашнего интерьера. Домашний скарб японцы обычно прячут во встроенных шкафах. А раздвижные перегородки, скрытые от посторонних глаз, помогают мгновенно преобразить официальный зал в уединенные покои.

– Наши соотечественники любят нагружать каждый квадратный метр по максимуму. Отсюда столь любимые народом антресоли и даже полки на балконах. Неудивительно, что о декоре жилого пространства многие россияне думают во вторую очередь, – считает Юлия Михайлова, ведущий специалист архитектурного бюро «Арт де-факто».

Про люстры и окна

К проблеме освещения жилья разные этносы также подходят по-разному. Рационалисты-американцы любят устанавливать в квартирах бра. Европейцы, напротив, предпочитают люстры, дающие яркий дневной свет.

Высота потолков в австралийских домах позволяет использовать замысловатые конструкции из стекла, хрусталя, фарфора или кованого железа. Многоярусные и многорожковые люстры – гордость хозяев дома.

Снова вернемся в Японию. В давно минувшие времена свет в японские жилища поступал не сквозь окна, а через стены – «сёдзи», изготовленные из прозрачной белой бумаги. Так сохранялась гармония с природой, которой дорожит восточный человек.

Западный интерьер, понятное дело, сложно представить без окон. В европейских домах сейчас наиболее популярны большие конструкции.

– В Скандинавии, например, им отдают предпочтение из-за нехватки природного света. Эта же тенденция наблюдается и в России, – говорит Лев Минуллин, заместитель коммерческого директора группы компаний «Проплекс». – А в Австралии, где много солнца, в моде не только панорамные окна, но и стеклянные двери, стирающие границу между внутренним и внешним мирами. Во Франции же оконную моду до сих пор диктуют витражи. По-прежнему популярны стеклянные композиции, изготовленные по технологии «Тиффани». Изначально Луиc Комфорт Тиффани разработал ее для производства плафонов ламп из кусочков цветного стекла, потом технология перешла в оконную сферу. Такие изделия были очень модны в Америке и Европе в конце XIX века, популярны они и сейчас.

География цвета

Цвета, которые предпочитают жители разных стран, тоже можно назвать зеркалом народной души.

– На интерьер оказывает большое влияние географическое положение страны, – поясняет дизайнер Ольга Кондратова, директор дизайн-студии «ОК». – Как правило, люди, родившиеся в странах, где много света и тепла, любят использовать в интерьере сочные краски. Например, африканцы часто прибегают к ярко-терракотовым, коричневым, желтым, песочным оттенкам в интерьере.

Теплые и радостные тона встречаются и в домах скандинавов, но по другой причине. Дефицит естественного солнечного света сделал популярными цветами в этих странах желтый, молочно-белый, бирюзовый, янтарно-желтый.

Любимые оттенки японцев – цвета родной земли. В них нет тропического буйства красок и холодной мрачности севера. Поэтому в местных интерьерах преобладают кремовые, бежевые и другие мягкие тона.

В цветовых предпочтениях американцев заметна преемственность, идущая со времен Старого Света. Например, мебель часто оформляется пестрым флористическим орнаментом, который был некогда популярен в Европе.

На цветовые пристрастия россиян во многом повлияло расположение страны на стыке Европы и Азии. Поэтому у нас часто смешиваются западные и восточные традиции. Забавно, что востребованность «восточного» (арабского, среднеазиатского) интерьера с его изобилием декора, мозаичными и плиточными вставками, драпировками также имеет национальные особенности.

– Мы долго пытались разобраться в предпочтениях по регионам, – говорит Лариса Новикова, генеральный директор группы Kerama Marazzi. – Одно время нам казалось, что на севере люди больше любят светлую кафельную плитку, а меньше продаются черные и контрастные, больше свойственные югу. Оказалось, это не совсем так. Тем не менее юг, действительно, любит более контрастные сочетания, а мусульмане предпочитают зеленый цвет.

Смесь французского с нижегородским

Стремление американцев по любому поводу обращаться к достижениям научно-технического прогресса побеждает их прагматичность и экономность. Отсюда даже в декоре – дорогие современные материалы в стиле хай-тек.

Жители Скандинавии при оформлении дома также прибегают к помощи современных материалов (например, хромированному металлу и стеклу). При этом широко используются и природные материалы. Дощатые полы из светлого дерева, простая деревянная мебель – все это свойственно скандинавскому стилю.

В австралийских домах мирно сосуществуют грубоватая мебель, доставшаяся по наследству от старшего поколения, и современная эксклюзивная мебель известных фирм.

Законодателями моды в декоре считаются французы.

– Основная тенденция сегодня – стремление к стопроцентной натуральности, – говорит Владлен Сергиенко, генеральный директор компании «ФРмэйд». – В производстве мебели французы пытаются максимально использовать экологически чистые материалы. Это определяет и необычный, на первый взгляд, дизайн. Например, книжные полки, сделанные из необработанных стволов деревьев, столы на ножках из пеньков, ванная в виде полости, выбитой внутри огромного валуна.

В оформлении российских квартир, по словам дизайнеров, заметно стремление к уюту и эклектичности. В домах могут соседствовать восточные ковры, классическая мебель английского стиля и кованые светильники из Марокко.

– Вот пример достойного русского жилья в Москве где-нибудь на Большой Никитской. Современные итальянские диваны, купленные внучкой, прекрасно смотрятся рядом с бабушкиным рижским столовым гарнитуром 1949 года. Сервант 1960-х производства ГДР (где шпон освобожден от полировки и тонирован в цвет венге), превращенный в книжный шкаф, сочетается с современным письменным столом и промышленным светильником над ним, – комментирует дизайнер Наталья Шевцова, руководитель салона «Интерьеры».

Даже в наш век глобализации и стандартизации дом все равно остается крепостью, в которую каждый стремится привнести уют, ориентируясь на свои вкусы и национальные традиции. Ведь только обустроив жилище в соответствии с собственным мироощущением, можно почувствовать себя не в гостях, а именно Дома.

Александра Ермакова