Борис Грачевский: «Живу в любимом доме под названием «Ералаш»

Борис Грачевский: «Живу в любимом доме под  названием «Ералаш»

C Борисом Грачевским, основателем и начальником любимейшего абсолютно всеми независимо от возраста и семейного положения зрителями киножурнала «Ералаш», журналисты «Квартирного ряда» уже встречались. Правда, были в гостях в квартире. Сегодня Борис Юрьевич назначил нам встречу на студии «Ералаша», который он считает своим вторым домом.

Любовью за любовь – Борис Юрьевич, как все-таки с первым домом? Что для вас ДОМ в высоком понимании этого слова? – Самый важный и нужный дом для меня – работа. Вот сейчас – пора отпусков. Хожу по студии и маюсь, когда же мы, наконец, приступим к работе «на полную катушку»? На вопрос – что вы делаете, когда вам плохо? – отвечаю: «Бегу... Бегу на работу». Сорок человек, которые в течение дня живут со мной под одной крышей, которые думают со мной синхронно, вместе с которыми мы делаем одно дело – это мой ДОМ. Согласитесь, самое главное для человека – это его нужность. В доме под название «Ералаш» созидается эта нужность, созидается то, что дорого и важно. С каждым годом начинаешь это все больше ценить. Ценить то, что ты сделал, то, что осталось сделать, и то, что успеешь сделать. Всегда вспоминаю фразу Владимира Семеновича Высоцкого: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним. Мне есть, чем оправдаться перед ним». У меня тоже есть, с чем предстать, но хочу сделать еще и еще... И как сумасшедший, работаю. Куча всяких проектов, множество идей. Студия для меня – это не просто ряд комнат. Это – великий ДОМ. Мне важно то, что делаю еще и потому, что после меня останутся двое детей, уже вполне взрослых и самостоятельных. Важно, что после меня останется то, чему посвятил всю свою жизнь, то, что больше всего люблю. И зритель мне за эту любовь платит своей любовью. Откроешь ли сайт «Ералаша» или выйдешь на улицу – постоянно встречаешь людей, которые заговаривают, благодарят, в пояс кланяются. Отдыхал тут в Турции. Подошла девочка лет восьми и спросила: «Вы – Грачевский? Какое счастье». Я засмеялся: «В чем счастье-то?» А она говорит: «И не мечтала, что буду вместе с вами отдыхать». И вторая история. Я на нашем юбилейном вечере («Ералашу» в этом году исполнилось 30 лет – прим. авт.) в начале веселого шоу падал с колосников на сцену. Трюк есть трюк, но зал здорово пугался, ахал, и этот момент потом показывали по телевизору. И в самолете подошел малыш: «Вы – дядя Ералаш?» – «Да». – «А вы больно ударились?» – «Очень». И тогда он вдруг меня погладил по руке. Пожалел. Вот, наверное, это – самое главное, для чего мы работаем. – Говорят, вы снимаете сейчас что-то документальное? – Документальную картину «Прелюдия для детства с оркестром». Вполне серьезное кино – урок эстетического воспитания детей в Краснодаре. Два дирижера талантливо работают с детьми. Хочется сделать как можно лучше, чтобы самому себе сказать: «Все, лучше уже не будет!» Помните, как в картине «Доживем до понедельника» ученик говорит: «Счастье – это когда тебя понимают». Это, действительно великое счастье, когда вытаскиваешь что-то на свет божий, долго-долго варишь, лепишь, потом выплескиваешь, и они, твои зрители, тебя понимают. Это – истинное наслаждение. Я только что был в «Орленке», показывал абсолютно новый «Ералаш» в огромном зале на полторы тысячи мест. Стоял стон и визг, который был реакцией на абсолютно новые сюжеты. Все, что хотел сказать, дети поняли, причем, все очень точно. Кинобосс – живьем и на экране – Не хотите снять что-нибудь прямо противоположное «Ералашу»? – Подал заявку на художественный фильм, и хочу его сам снимать. Это – не комедия. Это жесткий фильм про самый сложнейший возраст – десятый класс. – Почему вы взялись за эту тему? – Ну, потому что у меня взрослая дочь, и мне не безразлично, что ее сверстницы гибнут от наркомании или занимаются проституцией. – А сами в кино не хотели сниматься? – Только что отснялся в роли кинобосса в телесериале с рабочим названием «Живая плоть кино». Это комедия. Играю не столько босса, сколько его двойника, который бежит впереди этого паровоза, стрижет деньги, снимает сливки и изображает из себя большого начальника – такой вот комедийный крючок. Снимал режиссер-дебютант. – Трудно было не командовать на площадке? – Кайфовал оттого, что мне говорили, куда пойти, что сделать, куда посмотреть, и вся ответственность за процесс была на ком-то другом. Очень понравилось быть артистом... Но давайте вернемся к теме дома. Студия «Ералаш» – это дом с большим количеством комнат. Сюда я привлек самую современную технику, чтобы делать кино еще лучше, еще качественнее. Добиваемся, чтобы звук стал еще прозрачнее, чтобы монтаж был самый идеальный. Хочу, чтобы дети – артисты – играли на мировом уровне. И они играют, как блистательные артисты, обучаясь «в бою». – Что означает «в бою»? Это какая-то система? – У нас к ребенку бывает приставлен человек, который внимательно за ним наблюдает: в начале юное дарование сидит сзади. Потом его пододвигают вперед, оно получает крупный план, и, наконец, ему дают реплику! Только после этого его возьмут на главную роль. Так дети постепенно привыкают к съемке, к площадке. Многие начинающие у нас ребята поступают после школы сразу в театральный. Многие снимаются в сериалах и фильмах без дополнительной подготовки. Возвращаясь к технике, хочу сказать, что вся она стоит дорого, потому что ею управляет огромное количество специалистов, а это уже не кинематографисты, а компьютерщики. Но вот это и есть качество. Ненавижу самодеятельность. Как и неряшливость. О дворцах и коммуналках – Тогда расскажите, каковы для вас необходимые составляющие комфорта? – Например, в доме, где живу и работаю, должно быть категорически чисто. Я не большой специалист по наведению порядка, но могу найти деньги, чтобы этот порядок кто-нибудь навел. Это очень важно. Когда вижу захватанный стакан, недомытую ложку или пыль, которая гуляет по комнате, мне просто плохо становится. – Эти качества в вас воспитали родители? – Жизнь воспитала. Я родился в доме отдыха Полушкино. Там работали папа и мама. Быта, как такового, у нас долгое время не было: мы жили в шести с половиной метрах вчетвером. А окно комнатушки выходило под лестницу. Когда нам дали двенадцатиметровую комнату и двенадцатиметровую терраску – ощутил себя во дворце, мы все просто умирали от счастья. Но главное в доме все-таки – доброта и тепло. Чтобы приход гостей радовал, а не сопровождался ворчанием: «Чего приперлись-то?» Нам важно всех вкусно накормить, порадовать чем-то... Моя супруга всегда вкусно готовила, и пять разнообразных салатов – это было минимальное меню, предлагаемое гостям. – У вас какая-то необыкновенная дача? – Участок выделила киностудия им. Горького. Близко от Москвы, в Пушкино. Я первым бросился на амбразуру и построил на земле хоз-блок. Позже мы его выкинули и построили дом, который внешне выглядел небольшим, но был довольно вместительным. Этот дом – деревянный, он очень удобен для жизни и рационально распланирован. Там много комнат для нас и для гостей, всем хватает места. Конструктивная особенность дома – отсутствие террасы. Это дает возможность иметь большую комнату на 36 метров, в которой есть через арку выход в кухню, столовую. Такой секционный принцип... – А кто занимался дизайном? – В большей степени жена. Получился гостевой дом в стиле хай-тэк. Есть и баня, и маленький бассейн-купель, и даже бильярдная. Что увидим очень скоро – «Ералаш», как правило, снимается не в студии, а в чьих-нибудь квартирах. Какие из последних сюжетов вам особенно нравятся? – С Ефимом Шифриным в роли Оборотня. Дети, глядя на него, сначала визжат от страха, а потом от восторга. Сделали интересный сюжет «Будь человеком»: обезьяна занимается хозяйством – стирает, гладит, готовит еду, открывает дверь. Такая классная обезьяна! Сняли Диму Харатьяна в блистательной истории об отце-одиночке, который воспитывает сына. Сын приходит из школы, а отец спрашивает: «Есть двойки? Как ни одной? Ну что ж ты сынок! А может, ты с кем-то подрался? Ну, как же нет, сынок? Ну, разбил что-то или порвал, сломал? Эх, сынок, сынок...» Наконец, сын говорит: «Ладно, пап, я машкино платье к парте прибил, тебя в школу вызывают!» Папа радостно кричит: «А-а-а!» и в припрыжку с букетом бежит в школу. Потому что влюблен в учительницу сына. А сын, закрывая за отцом дверь, говорит: «Что только ради папы не сделаешь?!» Мне нравится сюжет, где элегантного Пушкина играет Максим Галкин. Нравится сюжет под «Матрицу», где ученик выясняет отношения с учителями с помощью восточных единоборств. Или интересная история-трюк, когда к мальчику в комнату в окно влетают две феи, которые на поверку оказываются «новыми русскими бабками». Но они, эти бабки, размером со стакан. Бабка стоит, и одна нога у нее покоится на блюдце, а другая на краю ложки. А потом она ударяет ногой по ложке, и та с грохотом летит в сторону... Одна из бабок говорит: «Твоя училка уйдет в декретный отпуск». А училку играет Люда Вележева из Вахтанговского театра. Мальчик приходит на урок, встречает небеременную училку и жалуется: «Ну, никому верить нельзя!» И вдруг, на его глазах учительский живот начинает расти. Училке плохо. А герой, обнаглев, тянет: «Ну вот, а я всю ночь учил!» Тогда она достает мобильник, звонит директору и просит: «Проведите урок, спросите Петрова – он все выучил!» – Эти сюжеты – ваши идеи? – Ну что вы! На «Ералаш» работает большой и талантливый коллектив. Я рад, что в наших последних сюжетах снимаются такие актеры как Сергей Гармаш, Татьяна Кравченко, Светлана Крючкова. – А легко ли заполучить в кадр знаменитых артистов? – Тут проблем нет, у нас все снимаются с большим удовольствием.

Елена Булова


СПРАВКА «КР»

Борис Грачевский родился в 1949 году в Подмосковье. Получил техническое образование. Работал конструктором. Но Грачевского манил кинематограф. Годы учебы во ВГИКе растянулись на долгий 23-летний срок. Борис Юрьевич – действительный член Российской академии кинематографических искусств. Имеет почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Награжден Государственной премией Российской Федерации и премией Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за талантливые произведения для детей. Обладатель приза «Золотой Овен», двукратный обладатель «Золотого Остапа». Создатель документальных фильмов, автор проекта «Социальная реклама». Ведет здоровый образ жизни. Увлекался баскетболом, имеет разряд по лыжам. С удовольствием смотрит спортивные телепрограммы. Женат, имеет взрослых сына и дочь. Членами своей семьи считает и двух пойнтеров.