Эй, мужичок, где у тебя мозжечок?

План Бориса Афанасьевича был незатейлив, но вполне реалистичен: купить недорогую (по имеющимся, а также взятым в долг деньгам) квартиру, сделать хороший, бросающийся в глаза ремонт, а потом выгодно продать. Так, чтобы денег хватило расплатиться по долгам и еще осталось «на домик в деревне».

А из вашего окна площадь Красная видна?

Квартиру искал долго, поскольку был ограничен в средствах. Наконец ему повезло. Он нашел то, на что хватало денег. Одно плохо – жилье было в ужасном состоянии: бомжатник, а не квартира. К тому же одно окно выходило на площадку для мусорных контейнеров. Запаха не было слышно, но вид из окна квартиры открывался «впечатляющий». Афанасий Борисович сокрушался по этому поводу день-другой, советовался с женой и зятем, а потом все же внес аванс.

Едва получив документ о собственности, наш герой принялся за ремонт. Буквально через полтора месяца квартиру было не узнать. Титанические усилия самого Афанасия Борисовича плюс опыт нанятых рабочих дали результат: при сравнительно небольших затратах квартира стала как игрушка. Ну а окно, которое выходило на помойку, догадались занавесить жалюзи. И когда они находились в полуприкрытом состоянии, все смотрелось великолепно. А чтобы контейнеры так сильно не бросались в глаза, Афанасий Борисович попросил рабочих притащить с ближайшей стройки фанерный щит, который подростки за ящик пива изукрасили разухабистым граффити: непривлекательность выставленного на продажу объекта существенно снизилась.

Про любящего сына и дорогой унитаз

Продавал квартиру сам, благо звонков было много. Правда, среди страждущих преобладали посредники, сулившие золотые горы, но от их услуг Афанасий Борисович предусмотрительно отказывался. А вот серьезным клиентам, которые приходили с риелторами, был весьма рад.

И все бы, возможно, сладилось быстро, но Афанасий Борисович хотел чуть больше, чем можно было получить за его «хоромы». Он предполагал «отбить» свой, как он всем говорил, евроремонт, а платить за него покупатели почему-то не горели желанием. Кому-то явный перебор с дизайном просто не нравился, кто-то соглашался и на «перебор», но просил скидку. Афанасий Борисович при таких речах нервничал, но в цене не уступал.

Но уступить все же пришлось. Когда один из клиентов пришел во второй раз (видно было, квартира понравилась), Афанасий Борисович решил снизить цену до разумных, по его мнению, пределов.

– Вы знаете, – нашептывал он на кухне молодой девушке, агенту какого-то совсем неизвестного агентства, которая пришла вместе с покупателем, – я приобрел квартиру для мамы. Хотел, чтобы она жила рядом, хотел ее порадовать. Но, увы, мама сказала, что не пожелала жить в городе и просит присмотреть ей дачку. Но вы же понимаете, что если бы мама переезжала в другую квартиру, то я мог забрать все эти, как говорит ваш клиент, «прибамбасы». А где мы в деревне поставим ванну? Или биде? Будь оно неладно... Люстру я, к примеру, заберу, а куда дену итальянский унитаз? Вы поговорите с клиентом, может быть, он мне оплатит хотя бы то, что я приобрел. Ему же все равно придется покупать, а тут уже готовое. Ну а работа – это будут мои убытки. Поговорите, а я вас отблагодарю...

И девушка-риелтор поговорила.

Переезд нынче дорог

Сошлись на цене, которая устраивала клиента с агентом, но, правда, не совсем устраивала самого Афанасия Борисовича. Только виду он не подал.

Сделка прошла вполне успешно. В скором времени деньги продавцом были вынуты из ячейки, а документы на квартиру были получены покупателем. Он захотел заселиться в купленную им квартиру быстрее, чтобы начать делать ремонт. Точнее, вносить коррективы в уже сделанный. Об этом и сказал Афанасию Борисовичу.

– Конечно, конечно, – засуетился тот, – я вам скоро освобожу квартиру. Как только договорюсь с машиной, так сразу и позвоню. Сами понимаете, ехать далеко, знакомые водители пока не могут, не нанимать же частника. Кто мне оплатит машину? Вы же не будете?

– Я-то – с какой стати? Я и так заплатил вам за материалы, которые еще не известно, пригодятся ли мне. Так что будьте добры, сами отплатите вывоз.

«Ну-ну, – пробурчал себе под нос Афанасий Борисович, – еще посмотрим, кто за все заплатит...»

Главное – уболтать клиента

Буквально на следующий день Афанасий Борисович позвонил покупателю и попросил его вместе с агентом подъехать вечером на квартиру, поскольку разговор «нетелефонный». Там он и сообщил, что есть вариант вывезти вещи завтра утром...

– Ну и отлично, – холодно бросил покупатель, – тогда зачем было нас звать? Вывезли, отдали ключи, подписали акт об освобождении квартиры. И все.

– Как раз на этом акте я и хотел остановиться, – Афанасий Борисович немного напрягся. – Здесь есть одна закавыка: выехать мы должны в шесть утра. Такое условие поставил шофер, поскольку днем ему некогда.

А с утра пораньше он меня быстро подкинет до деревни.

– Вы приедете потом днем, и мы оформим все бумаги, – занервничал покупатель.

– Да не могу я приехать сразу! Так уж складываются обстоятельства, – вздохнул Афанасий Борисович.

– То есть как не можете? Тогда оставьте сейчас ключи, а бумаги потом подпишем.

– И этого не могу. Я консультировался, и мне сказали, что ключи я должен отдать только после подписания акта приема-передачи квартиры.

– Ну, дела! – начал нервничать покупатель и посмотрел на риелтора. Но та пожала плечами и кивком головы подтвердила, что, дескать, Афанасий Борисович прав.

– И что же прикажите мне делать? – заходив по комнате, стал перечислять свои проблемы покупатель. – У меня рабочие простаивают. Я им плачу, и что? Сколько им еще простаивать? Кто мне ответит? – и он уставился на Афанасия Борисовича. Тот пожал плечами, а потом, выдержав паузу, медленно проговорил:

– Давайте сделаем так. Документы оформим сегодня. А завтра, когда вывезу вещи, я брошу ключи вам в ящик.

– Согласен, – выпалил покупатель. – У вас есть бланки? – он обратился к своему агенту.

– Я же не знала...– пролепетала девушка и слегка покраснела.

– Ну, это не проблема. Бланки есть, – и Афанасий Борисович быстро извлек из папки два экземпляра.

– Вообще-то так делать не положено, мало ли что, – как-то неуверенно проговорила агент. – Кроме того, текст уж очень обтекаемый, надо бы почетче все отобразить.

– То вам не так, это – не эдак, – сделал обиженный вид Афанасий Борисович. – Тогда ждите меня. Приеду, подпишем как положено. У меня, кстати, по договору есть для освобождения еще восемь дней.

– Но вы же обещали ускорить выезд, – напомнил покупатель.

– Я-то от своих слов и не отказываюсь, – парировал Афанасий Борисович. – Как говорится, всегда готов! Но вы что-то начинаете...

– Хорошо! Уговорили! Подпишем сегодня. Я уже устал от всего этого, – сказал покупатель, обращаясь к своему агенту. – Что, в конце концов, изменится: такая бумага, сякая...

Как фанера над Парижем...

Они быстро оформили все бумаги.

А наутро, когда покупатель достал из почтового ящика ключ и открыл дверь, то от увиденного едва не лишился дара речи. Квартира представляла разоренное гнездо. За одну ночь из нее было вывезено абсолютно все, даже линолеум.

Потом, когда они с агентом разыскали продавца, то на их возмущенный вопрос Афанасий Борисович парировал просто: «Вы же не хотели платить за ремонт, вот я все и забрал».

– Но я же за материалы заплатил сполна...

– Извини, брат, но за работу ты все равно не хотел платить.

Не помог вернуть деньги за разграбленную квартиру и суд. Судья лишь развела руками: мол, вы же сами подписали документ, что претензий не имеете. Так о чем сейчас говорить...

Комментарий

Леонид Муравин, заместитель генерального директора компании «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА»:

– ЧП, подобные описанному, действительно случаются в практике начинающих или не слишком добросовестных риелторов. И тот факт, что риелтор получила от продавца какие-то деньги, заставляет усомниться в чистоте ее намерений, а также в том, что она всерьез взялась защищать интересы клиента.

К тому же риелтор допустила серьезную профессиональную ошибку – пошла на поводу у клиента, дав устное согласие подписать с нарушениями такой важный документ, как передаточный акт.

Она обязана была знать, что передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту. Таково требование 556-й статьи Гражданского кодекса РФ. Также в этой статье прямо указано: обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным лишь после подписания сторонами документа о передаче.

Иными словами, с момента подписания сторонами передаточного акта вся ответственность за техническое состояние и укомплектованность жилья санитарно-техническим и иным оборудованием переходит на покупателя, после чего он не может предъявить никаких претензий продавцу.

Хочу дать несколько несложных советов читателям, чтобы они не оказались вдруг на месте покупателя, обманутого продавцом.

При выборе агентства недвижимости старайтесь отдать предпочтение известной компании с безупречной репутацией: в любой солидной фирме технологии противодействия мошенникам отработаны до мелочей.

Перед тем как ставить свою подпись на каком-либо документе, внимательно прочитайте его от начала до конца, обдумайте смысл прочитанного, даже если этот документ представляется малозначительным.

Если возникли малейшие подозрения или вы что-то не до конца поняли, никогда не спешите рубить сплеча. Уж слишком высока цена рисков в операциях с недвижимостью.

Не стесняйтесь задавать лишние вопросы своему риелтору. Причем советуйтесь не только с ним, но и с его руководителем, с юристом компании.

Когда рядом находятся опытные специалисты хорошо известного агентства, можно быть уверенным, что подготовка к сделке, ее проведение, а также последствия будут для вас гарантированно безопасны. И финансово, и юридически.

Вениамин Вылегжанин