«...Для вида прейскурант висит»

Бросили в почтовый ящик яркий рекламный журнал магазинов «Шесть семерок». Зачем он мне? Меня об этом не спросили. Сейчас много бросают таких журналов. Обычно я их выкидываю. Но тут стал листать эти самые «семерки». И увлекся!

Ничего, конечно, покупать не собирался. Если надо, я и на рынок съезжу – дешевле, а товар тот же. Но цены были любопытны. Дело в том, что вдруг почувствовал: понимаю их! Куртка – 79 долларов. Ага! Точно такую же, но на ярмарке в Конькове, я видел за 65. Почему? Меньше надо платить за аренду помещения, рынок, все-таки не магазин. Здесь можно и не итальянскую курточку, как в «семерках», купить, а итало-рязанскую, сшитую у нас на совместном предприятии. Шьют рязанцы ничем не хуже своих итальянских коллег, но зарплата у них того… рязанская. Потому и цены вдвое ниже.
Даже зауважал себя. Какой экономист стал! Разбираюсь! Наступила, говорят, реальная экономика, а реальность – вот она, вокруг нас. Вот мы все и стали понимать, как появляются цены и почему они растут.
Но увы, остаются все же темные пятна в нашем образовании. Есть такие сферы потребительского рынка, где все неясно, все загадка. Такая сфера – жилищно-коммунальные услуги.

Удар под дых
Потекла вдруг ванна: сгнила обвязка – та самая трубка, которая идет от слива ванны в канализацию, не давая воде перелиться. Вызвал мастера, начал прикидывать, во сколько мне обойдется вся работа. Ванна – дело серьезное, сейчас загнут… И вдруг слышу: «Бесплатно! Вы только детальки купите сами…» Как вы понимаете, спорить я не стал. Починили, спасибо. Но тут они говорят: «Хозяин, а вентили не текут? Те, что в шкафу за унитазом? А то мы и их можем заменить, вы только купите детальки…» Это – мигом. Съездил на оптовый рынок, купил что надо. Вызываю снова мастеров. А они и говорят: «А вы знаете, что работа платная? И обойдется вам в 400 рублей».
Вот и пойми. Причина неполадок вроде схожа – дом старый, все течет, но в одном случае слова слесаря – бальзам на душу, а в другом – удар под дых. Но почему? Не понять мне этого. Пора бы уж печатать на обложке наших квитанционных книжек перечень платных и бесплатных работ – как когда-то таблицу умножения в школьных тетрадках. Знания по нынешним временам куда как необходимые.

Сколько не жалко…
«Я пришлю к вам мастера, а вы уж с ним договаривайтесь», – это я услышал однажды от диспетчера, когда позвонил по поводу очередной течи под раковиной в кухне. Парень пришел старательный. Долго возился, подлезал под трубу, как под машину, перекрывал воду в стояке. В общем, корячился что надо. А когда закончил, то на мой вопрос: «Сколько?», смущенно ответил: «Сколько не жалко». И выяснилось, что по прейскуранту такая работа стоит 40 руб. Даже я посчитал это несправедливым. И потому накинул еще двадцатку.
А потом поинтересовался у него, вообще сколько стоят те или иные домашние работы. Он безнадежно махнул рукой: «Не знаю, кто сочинял тот прейскурант. Одно могу сказать: явно человек, не знакомый с нашей работой».
Вот – смена «елочки», одна из самых распространенных платных работ. Бывает, что снять короб просто, а случается, что он так прочно прикреплен к полу и стенам, что одному не справиться, приходится вызывать на подмогу другого слесаря. Это же относится к прочистке унитаза. Минутное дело – извлечь тряпку. А если беспечный хозяин бросил туда кость (бывает и такое)? На работу надо затратить часа два, не меньше. Стоит это аж 27 руб.
Рассказал он мне случай со своим товарищем - плотником. Позвали его как-то заменить стекло в раме. Работа на десять минут. По прейскуранту – 50 руб. Но вот стал вынимать он треснувшее полотно, и выяснилось, что какой-то умник прикрепил его к дереву не металлическими шпильками, как обычно, а поставил на синтетический герметик. Намертво. Приходилось скалывать стекло по кусочкам. Провозился больше часа. Да еще руки поранил вкровь.
В общем, из объяснений мастера я понял одно: квартира – не стройка. Там все с нуля, значит, и трудозатраты легко посчитать. Другое дело – жилой дом. Здесь на каждом месте свои условия работы. И неожиданности могут быть всякие. Никакой инструкцией предусмотреть их нельзя. Потому-то работники РЭУ и не обращают на нее внимания.

Пушкин всегда прав
В принципе, это не ново. К прейскурантам у нас всегда было пренебрежительное отношение. Помните в «Евгении Онегине»: «Для вида прейскурант висит…»? Еще раз убеждаешься, что Пушкин всегда прав.
Прейскурант и в самом деле не может предусмотреть все сюрпризы, которые таит в себе работа на дому. Тогда какой в нем смысл, если в перечне указан только вид ремонта без учета трудозатрат? А ведь это главное. Не так важна сложность по устранению тех или иных недостатков, сколько время, которое занимает работа.
Не потому ли за рубежом давно отказались от прейскуранта? На платные работы, выполняемые на дому, его просто не существует! Час проработал – плати рабочему за час. Два – плати за два. Никаких недоразумений при этом не возникает. Ведь время фиксируют и владелец квартиры, и мастер.
Подобная система рациональна, а потому в том или ином виде проникает и к нам. Совсем недавно сам столкнулся с ней. Понравилось!

Клиенту удобно, мастеру тоже…
Потребовалось укрепить расшатавшиеся ножки стульев. А тут как раз вынул из почтового ящика объявление: «Ремонтирую мебель». Позвонил. Пришел молодой человек, повозился час, запросил 50 рублей. Нормально. Хотел рассчитаться, а он говорит: «Нет ли у вас других работ по дому? Я ведь не только столяр. Если надо – могу что-то и по электрике сделать». Конечно, нашлось. Надо было полку в кухне перевесить, заделать щели в паркете. Может, справился бы и сам, да все не доходили руки. Как здесь не воспользоваться предложением? Да не дорого ли возьмет? Понятно, спросил. И вот ответ: «Мне надо заработать в день 300 рублей. Вот и считайте – сколько времени отнимет, за столько и возьму».
И вот я подумал: почему бы не узаконить такую систему – платить исключительно по затратам времени? Очень справедливая система. А уж как там будет отчетность, налоги – все это тоже, в принципе, разрешимо. Но вот сомнение – его в разговоре со мной высказал сосед: «Один за пять минут хорошо сделает, другой час будет возиться, да потом переделывать надо».
Но тут я с ним не согласен. Ведь не понравится работа – больше не позову. Кстати, не обязательно обращаться в свое родное РЭУ. Недовольны работой ремонтников – звоните в соседнее. Если заказ платный – его примут охотно.
А если мне понравился ремонт, порекомендую мастера соседям, друзьям. Мастера это знают, а потому сейчас стараются не халтурить. Уронить честь – себе в убыток.
Все это и называется «реальной», то есть прозрачной, всем понятной экономикой. Почему бы не внедрить ее в наше жилищно-коммунальное хозяйство? Удобна она и для клиентов, и для мастеров.

Илья Глазов