«Нет уз святее товарищества»

«ТСЖ – это недоношенный ребенок, а может быть, и искусственный, он в колыбели еще. И разве может ребенок сам встать на ноги? Для этого ему нужна помощь», – так сказал в своем докладе Виталий Акимкин, начальник управления координации деятельности товариществ собственников жилья и паспортизации жилищного фонда Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы.

И в этом эффектном образе отразилась вся суть проблемы, ради обсуждения которой в Мосгордуме собрались не только депутаты, но и управляющие кондоминиумами, и председатели правления ТСЖ и ЖСК – все, для кого слово «самоуправление» – не абстрактное понятие. Как же так произошло, что дитя пока не оправдало ожиданий?
В Москве зарегистрировано немалое количество ТСЖ – по состоянию на март нынешнего года их ровно 851. Еще больше кондоминиумов. Только за 2001–2002 годы их сформировано 1010. Так что же мешает им «встать на ноги», хотя уже минуло три года с того времени, как была принята городская программа по формированию кондоминиумов и созданию условий для образования и деятельности ТСЖ, утвержденная столичным правительством. А закон Российской Федерации «О товариществах собственников жилья» появился и того раньше – в 1996 году.
Среди причин запоздалого развития новых форм жилищного самоуправления выступающие называли отношение к новшеству самих жильцов, которые «пока еще больше доверяют традиционной государственной системе управления жилищным фондом – ДЕЗам, нежели управлению кондоминиумом через посредство ТСЖ». Но такая недоверчивость, однако, далеко не всегда связана с особенностями нашего менталитета. Все гораздо проще: сегодня нет достаточных законодательных гарантий и условий для существования ТСЖ. Более того, нередко цены на техническое обслуживание домового оборудования, установленные для ДЕЗов, значительно разнятся с теми, на которые могут рассчитывать товарищества собственников жилья. На рынке жилищно-коммунальных услуг первые по-прежнему являются монополистами, и появление на нем предприятий малого бизнеса проблематично. Не на равных с ДЕЗами в своей хозяйственной деятельности оказываются ТСЖ, а равно и ЖСК, поскольку у них большая разница и в оплате услуг как диспетчерской, так и аварийно-восстановительной службы, подрядных организаций по вывозу мусора, проведению работ по капитальному ремонту. «Неравноправие» связано и с неодинаковой арендной платой за нежилые помещения, которые необходимы для размещения хозяйственных служб, и с тем, что для ДЕЗов выделяются бюджетные средства, идущие на благоустройство придомовых территорий, а ТСЖ и ЖСК в них отказано. Вот и остается «самоуправленцам» надеяться лишь на членские взносы да платежи своих жильцов за предоставленные им услуги. Казалось бы, можно черпать средства, воспользовавшись нежилыми помещениями. Но Департамент имущества Москвы нередко нарушает права товариществ, отдавая площади, что находятся непосредственно за стенами их домов, не им, а коммерческим фирмам.
Внесло свою «лепту» в лишение ТСЖ финансовой самостоятельности и ГлавАПУ. Его стараниями нарушены требования федеральных и городских нормативов, определяющих размер земельного участка, поступающего в общую собственность жильцов сформировавшегося кондоминиума. Чаще всего ему предоставляется лишь та земля, которую занимает дом, да еще подъездные дороги. И ни метра больше. Попробуй такому участку придать комфортность. А уж о том, чтобы из него извлечь средства, конечно, и речи быть не может.
Учреждения, которые препятствуют становлению самоуправления в жилищной сфере, можно называть и далее. Среди них и Москомзем, где до сих пор отказываются оформлять землю в собственность домовладельцев, находя тому свою причину: нет пока еще нового московского земельного законодательства, а на нет и суда нет. Но ведь в таком случае следовало бы воспользоваться федеральным законом, которым предусмотрена такая юридическая процедура.
Или такой казус: Москомрегистрация не признает кондоминиум, если домовладельцы не проголосовали за него единогласно, да еще при этом каждый из них должен предоставить нотариально заверенную справку о своей собственности. Хотя заведомо известно, что в многоквартирном доме полное совпадение мнений исключено, и это в свое время учел федеральный закон «О товариществах собственников жилья», предоставляющий общему собранию право разрешать возникающие среди жильцов противоречия. Что же касается нотариально заверенных бумаг, то и здесь, по сути, ставится бюрократическая закавыка. Любому чиновнику ясно – наш человек, не будучи лично заинтересованным, не поспешит в нотариальную контору, где, выстояв очередь, без явной пользы для себя придется еще и оставить свои кровные.
Все эти препоны и ведут к тому, что чаще всего с таким «скрипом» организованные ТСЖ в основном украшают отчеты, порождая бесконечные вопросы у вступивших в них жильцов. И остается только посочувствовать выступившему на депутатском слушании Анатолию Иванову – советнику муниципального собрания «Чертаново Северное», а по совместительству председателю ТСЖ «Чертаново-17». Это товарищество признано лучшим, но и его не обошли проблемы, о которых говорилось выше. Все то же плохое законодательство и «плохие» москвичи, не дозревшие до передовых форм самоуправления, – таков был лейтмотив выступления А. Иванова, как, впрочем, и многих других, кто делился с коллегами своими мнениями о сегодняшнем состоянии жилищного самоуправления.
Критическая масса выступлений, которые пришлось выслушать в Мосгордуме, поистине зашкаливала. Но хочется думать, что такой напряженный обмен мнениями должен принести свою пользу. Этому могут поспособствовать и рекомендации, принятые участниками депутатских слушаний. В частности, в них предлагается Департаменту имущества подготовить проект документа, в соответствии с которым доля дохода от аренды помещений, являющихся собственностью города, но находящихся в кондоминиумах под управлением ТСЖ, должна направляться на расчетные счета товарищества. Эти средства будут использоваться для содержания общего имущества домовладельцев, включая земельный участок.
Управлению городского заказа и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства рекомендовано подготовить предложения по созданию равных хозяйственно-экономических условий для всех видов обслуживающих организаций.
И весьма своевременно записано в рекомендациях: «…формировать кондоминиумы только в тех домовладениях, где имеются предпосылки для жилищного самоуправления». А то, как явствовало из выступлений, организаторы ТСЖ, памятуя старый большевистский опыт, наладились загонять в них жильцов, как в колхозы.
Много и других полезных рекомендаций было принято на заседании в Мосгордуме. Возможно, следуя им, удастся создать такие ТСЖ, о которых захочется сказать словами Гоголя: «Нет уз святее товарищества».

Эмилий Архитектор