Давать слово и слушать

Давать слово и слушать

Жилищно-коммунальная реформа со скрипом, но сдвигается с места: за последние полгода удалось расчистить ей путь. Впереди – создание равных условий для всех форм и видов управления жилым домом, для чего вводятся единые информационные расчетные центры (ЕИРЦ), планируется открыть персонифицированные счета граждан, разрабатываются мероприятия по развитию самоуправления в жилищной сфере, в первую очередь, – для развития объединений жителей.

Все это проводится решениями «сверху». Но делается-то для людей. Люди, ради которых это все затеяно, наблюдают за преобразованиями со стороны. Наш собственник еще себя таковым не осознал и, откровенно говоря, еще не проснулся. О нанимателе умолчим. Получается, что результаты усилий, предпринимаемых властью по преобразованию ЖКХ, мало кого могут обрадовать, потому что жители сами еще не осознали сущности этих преобразований и не стали их активными сторонниками.
Одна из задач реформы – создание рынка жилищно-коммунальных услуг, эффективных методов управления, новых технологий. Поэтому создание жилищных объединений – задача исключительно важная. Ведь коллективный заказчик услуг (объединившиеся жители) станет намного эффективнее, нежели потребитель услуг, «качающий права» в одиночку.
Именно эти общественные объединения могут формировать и корректировать жилищную политику города. Кто кроме них знает, что им мешает работать и каких законов им не хватает?
Некоммерческое партнерство «Управдом» (его полное название – Некоммерческое партнерство жилищных объединений граждан по улучшению и сохранению жилища) существует недолго – всего лишь с мая. Но в нем уже более 300 членов – это ТСЖ и ЖСК (более 250), коммерческие организации, работающие в жилищно-коммунальной сфере, и просто люди, так сказать, «физические лица». Организация сама молодая, а народ, который в ней работает, – тертый и опытный. Об «Управдоме» рассказывает председатель правления, член Координационного совета по самоуправлению в жилищной сфере при правительстве Москвы, член Общественного совета при Московской городской Думе Нелли Лукина.

Мы не сторонники конфликта
Чиновничья масса настолько тяжеловесна, что пробить через нее что-то умное и полезное – просто невозможно. Поэтому очень важно иметь некую опорную точку, с помощью которой можно было бы влиять на принимаемые в городе решения.
Чем отличается «Управдом» от других ассоциаций и союзов? Некоммерческое партнерство дает возможность объединить любые юридические (некоммерческие – ЖСК, ТСЖ и коммерческие организации) и физические лица (собственники, наниматели, арендаторы).
Сегодня одна из главных проблем образования и функционирования ЖСК и ТСЖ – формирование заказчика жилищно-коммунальных услуг и заказчика на услуги управления жилищным фондом. Раньше мы разделяли функции заказчика и подрядчика, а теперь нам надо разделить функции собственника и управления. Согласитесь, что непрофессиональное управление загоняет ситуацию в тупик, банкротит организации, создает конфликты внутри ЖСК и ТСЖ.
Так вот одна из задач «Управдома» – «состыковка» заказчика услуг и коммерческой структуры, которая их предлагает – по управлению, эксплуатации жилищного фонда, ремонта. В какой-то мере мы помогаем оторваться от государства тем, кто хочет это сделать, и пытаемся самостоятельно развивать рынок жилищно-коммунальных услуг.
На мой взгляд, впереди у нас – объединение с малым бизнесом, работающим в этой сфере. Это совершенно необходимый союз. Как сделать, чтобы не стоять с протянутой рукой за дотациями и за субсидиями? Кто научит, где эти деньги заработать? Надо искать точки соприкосновения с теми, кто от власти зависит меньше. Так можно больше друг от друга получить.
Вторая задача. В Москве до 12 процентов жилищного фонда – это старые жилищно-строительные кооперативы 60-х годов. И дома эти не новые (пяти-, девяти-, двенадцатиэтажки), и жители его – далеко не юные. Ситуация там тяжелая.
Как им снова встать на ноги, разобраться в правовой и административной сумятице? Мы пытаемся им помочь обрести себя в форме какого-то объединения, и предлагаем им услуги – бухгалтерские, юридические. У нас создан юридический центр поддержки под руководством Сергея Филимонова, и с помощью этого центра мы провели ряд судебных процессов.
Мы не сторонники конфликтов с властью. Мы за сотрудничество. Очень хотим, чтобы власть нас услышала, поэтому и решили создать мощную, крупную организацию, которую воспринимали бы всерьез, с которой считались бы. И потому наши люди – в Координационном совете при правительстве Москвы по вопросам самоуправления в жилищной сфере, в Общественном совете по жилищной политике в Мосгордуме, в рабочей группе по разработке нормативной документации. Мы, как можем, внедряемся в процесс подготовки документов, пытаемся в нем участвовать, используя наш практический опыт и знания, а вместе с тем и контролировать, чтобы из этих документов не выхолостили саму суть.

Где учат на управдома?
Сегодня очень остро стоит вопрос о создании системы обучения профессионалов жилищно-коммунального хозяйства, системы обмена опытом. Есть поле и для работы с жителями: ведь громадное количество неурядиц возникает из-за неумения общаться с органами власти, из-за незнания путей к информации.
Основная проблема, которую поднимают объединения, связана с нежилыми помещениями. Она очень важна, никто и не спорит. Доход, который могут принести нежилые помещения – важнейшая часть бюджета дома. Однако взоры объединений обращены на нежилые помещения, как на способ получения дохода, потому что других дополнительных источников, необходимых для эксплуатации домов, они не видят, и как находить эти источники, их никто не учит. Но посмотрите – в Москве огромное количество домов, где этих помещений нет. Что же, получается, что там никакие объединения создать невозможно? Упираться лбом в проблему нежилых помещений нельзя. Нужно научиться выживать в разных условиях, и выстраивать отношения со всеми, от кого мы в той или иной степени зависим, иметь возможность эффективно защищать права жителей. Так что на сегодня главный вопрос – вопрос грамотности. И члены такого крупного объединения, как «Управдом», могут многому друг у друга научиться. И вырастить собственных квалифицированных специалистов.
Территориально «Управдом» находится на базе учебно-практического Центра по организации и деятельности жилищных объединений, созданного ТСЖ «Трехпрудный», а руководитель этого Центра – заместитель председателя «Управдома». Кстати, «Трехпрудный» – замечательный пример коммерческой деятельности некоммерческого объединения. Они многое делают своими руками: полностью себя обслуживают, создали целую структуру по управлению жилищным фондом, даже заключают инвестиционные контракты на свое имя.
На базе «Трехпрудного» с участием «Управдома» работает практическая школа обучения председателей объединений жителей. Там проводятся еженедельные трехразовые консультации, и «круглые столы», где обсуждаются важнейшие проблемы объединений. «Управдом» совместно с Управлением городского заказа участвует в проведении ежемесячных семинаров. На них освещаются такие важные темы, как «Техническое обслуживание», «Тарифы и деятельность антимонопольного комитета», «Правила перерегистрации юридических лиц», «Новое в законодательстве», «Новые технологии» и др. Семинары проводятся для всех – не только для «управдомовцев».
А с УГЗ у нас сложились самые добрые отношения: мы очень рады, что сюда пришли работать люди, которые хорошо знают наши беды и заботы. В Управлении городского заказа считают, что сотрудничество с жилищными объединениями очень полезно и им самим, так как именно здесь, в УГЗ, пишутся многие важные документы для нас, и нужно знать, как они будут нами восприняты. И в результате такого сотрудничества «Управдомом» был выпущен первый сборник по судебной практике борьбы с неплательщиками, по претензионной работе, подготовленный юристом центра и руководителем ТСЖ «Трехпрудный», который, надеемся, будет полезен и сотрудникам органов власти. Готовятся к выпуску другие важные практические материалы.

«Сделай за меня!» – это отвратительно
«Управдом» предлагает своих преподавателей институтам, в которых учатся бухгалтеры и управленцы. Вообще наши руководители преподают, где только могут. Мы активно работаем на международных и российских конференциях, на форумах. То есть используем любую площадку для того, чтобы можно было заявить о себе, о своих проблемах, поделиться опытом, научиться самим.
«Управдом» пытается наладить контакт с депутатами городской думы. С Галиной Хованской мы работаем уже восьмой год в Общественном совете по жилищной политике. Сейчас в Думе появилась очень важная комиссия по жилищно-коммунальной реформе, которую возглавляет депутат Владимир Васильев. Мы надеемся на сотрудничество с ним.
А недавно мы стали участниками цикла телепередач ТВЦ, в который за «круглый стол» садятся представители правительства Москвы, эксперты общественных движений и обычные москвичи. Участие в передаче дает возможность для контактов. А для того, чтобы с тобой считались, нужно показать, что ты – грамотен. Самое отвратительное – без конца повторять: «дай нам» и «сделай за нас».
Вообще вы задумывались, в чем причина конфликта между человеком и государством? Государство хочет делать все командным способом, без учета желаний и чаяний людей. В то же время и многие из нас, воспитанные старой системой, хотят все получать на блюдечке, иждивенчество, так сказать, берет верх. Значит, нужно меняться всем и искать компромисс для взаимодействия.
А власть должна понять, что жилищные объединения – не враги, и принятие любого решения без совета с общественностью просто невозможно, потому что эти решения – прежде всего для людей. Наше пожелание к власти: давать чаще слово, и чаще слушать. И всем учиться этой новой науке – развитию самоуправления в жилищной сфере, созданию равных возможностей для деятельности жилищных объединений.
Надо честно признать: специалистов по тем же ТСЖ в управах, можно сказать, и нет. К сожалению, как правило, чиновники в проблему не вовлечены, особенно чиновники управ и префектур, и их стиль управления – исключительно, повторяю, командный.
К нам приезжают за обменом опытом из других регионов и городов – и представители администраций, и руководители жилищных объединений. И, наверное, специалистам префектур и управ районов нашего родного города, которые занимаются этим направлением, тоже стоит пообщаться с «Управдомом». «Управдом» открыт для всех и готов помочь. Если мы хотим, чтобы реформа в городе действительно облегчила людям жизнь, если мы ее проводим не для галочки, а для людей, то мы должны понять: нам никуда друг от друга не деться, мы будем это делать вместе.

Елизавета Сонина