Фальстарт в забеге частного ДЕЗа

Некоторое время назад в районе «Выхино–Жулебино» Юго-Восточного округа в порядке эксперимента впервые была образована частная управляющая жилищным фондом компания. Идея проста: создать рыночную конкурентную среду для организаций коммунального обслуживания. Тем более что определенный опыт привлечения частных структур в этом секторе городского хозяйства к тому времени уже был.

«Частники» работали эффективнее, чем муниципальные предприятия. За счет чего? Они в первую очередь думают о том, как с наименьшими затратами выполнить больший объем работ, снизить их стоимость и получить прибыль. Для этого надо иметь хорошую техническую базу, и кроме обслуживания муниципального фонда по нормативам, необходимо искать дополнительные источники заработка.
Большая часть столичных квартир давно стала собственностью населения, и москвичам отныне совсем не безразлично, в каком состоянии находится их имущество. Казалось бы, вполне логично иметь право выбора такой эксплуатирующей организации, которой жильцы смогут доверить управление своим домом, обеспечение его эксплуатации.
В действительности же этим правом пользуются в тех домах, где жители объективно заинтересованы в снижении затрат за жилищно-коммунальные услуги. В основном это ТСЖ и ЖСК, либо дома с более качественным обслуживанием по сравнению с муниципальным.
Вместе с тем и ДЕЗ, и частная управляющая компания функционально мало чем отличаются друг от друга. Основное различие – в подходе к проблеме. Дирекции работают на бюджетных средствах, и понятно, что финансируются они далеко не в том объеме, чтобы выполнить все намеченное.
Кроме того, если запланирован ремонт бордюрного камня, а в этот момент прохудилась крыша, то сначала все равно придется наводить «косметику» двора, а не латать кровлю, что, естественно, вызывает возмущение жителей. У частной управляющей компании есть все законные основания выполнять работы по реальной потребности, а не по директивным планам, и при этом она не имеет неприятностей с проверяющими органами за нецелевое расходование бюджетных средств.
Частная компания заинтересована работать без финансовой «химии», так как все затраты учитываются по факту потребляемых услуг. Это выгодно и жильцам, особенно сейчас, когда за многие услуги приходится платить полным рублем. Уже сегодня многие владельцы квартир установили счетчики учета воды, чтобы расплачиваться с ресурсоснабжающими организациями не по усредненным нормативам, «раскиданным» на всех, а строго по показателям приборов. Какое им дело до «неплановых», «непредусмотренных» и «неучтенных» протечек и потерь, которые по недосмотру или другим причинам допустила эксплуатационная служба? В таких случаях ей придется расплачиваться за убытки из собственного кармана.
Сегодня в Москве достаточно много частных управляющих компаний, но до настоящего времени в эксплуатации у них нет муниципального жилья. Некоторое время назад постановлением правительства Москвы в Юго-Восточном округе экспериментально была создана частная управляющая компания «Фрегат-1», которая, по замыслу организаторов, должна наравне с ДЕЗом обслуживать жилищный фонд в Выхине-Жулебине.
– Мы, как всегда, не учли фактора сложившихся хозяйственных взаимоотношений, – считает депутат Московской городской Думы Геннадий Лобок. – Конкурирующие организации должны иметь одинаковые стартовые условия, только так можно объективно сравнить эффективность их хозяйственной деятельности.
Управляющая компания начала работать на «территории» ДЕЗа, которую на карте района условно карандашом разделили на две части. Так была обозначена граница управления жилищным фондом и его содержания между ДЕЗом и частной компанией, поэтому несложно представить, как складывались отношения двух организаций. Да и жители района толком так и не поняли, кто и как будет заниматься обслуживанием домов. Их многочисленные жалобы в течение длительного времени только фиксировались, а на свои справедливые требования принять меры по устранению неполадок они слышали в ответ заверения, что скоро территория будет обслуживаться частной компанией, загадочно намекая при этом, что в ближайшем будущем жизнь здесь станет совсем иной.
Понятно, неопределенность породила самые разные слухи, а надежда на лучшую жизнь сменилась тревогой: как бы хуже не стало? В результате население района отнеслось к эксперименту настороженно, а жители нескольких ЖСК вообще отказались в нем участвовать.
Подобную конкуренцию здоровой не назовешь. Это скорее похоже на противостояние старых традиций новым методам. Да и «Фрегат-1» в таких условиях не работал, а попросту выживал, чтобы не загубить эксперимент, а поступающих средств, по словам Геннадия Лобока, едва хватало на зарплату, даже на материалы не удавалось выкраивать. Да и вряд ли можно было ожидать другого результата, если законодательно не разработаны меры по созданию равных экономических условий для поставщиков жилищных услуг.
Хотя «Фрегат-1» имеет опыт принципиально других хозяйственных отношений: компания обслуживает несколько ТСЖ, и это, что называется, совсем другая песня. Товарищество оплачивает все выполненные работы по факту и так же, как и «Фрегат-1», не заинтересовано в издержках и потерях. Здесь главный принцип – качество производимых услуг, именно он и формирует стандарты рынка коммунальных услуг. А жильцы сами решат, кому из претендентов доверить свой дом.

Татьяна Данилина