Главное, чтобы костюмчик сидел!

С некоторых пор то, что жилые дома часто сдаются с откровенным строительным браком, стало проблемой не только переезжающих туда новоселов, но и немалой армии прочих лиц.

Так же, как раньше наш город по мановению руки мэра дружно кинулся высаживать цветочные клумбы, теперь он весь поднялся на борьбу со строительной халтурой. Почувствовать гордость сопричастности к этому движению удалось и вашему корреспонденту – присоединившись к группе, возглавляемой префектом ЮЗАО Валерием Виноградовым. Представители администрации округа, строительных организаций и масс-медиа совершили путешествие по квартирам, хозяева которых жаловались на незакрывающиеся окна, неработающую сантехнику и прочие «прелести» новоселской жизни.

По следам префекта
Наша видавшая виды «четверка» с трудом поспевала за черным авто префекта. Путь лежал в Южное Бутово – район массовой застройки и, соответственно, – массовых строительных недоделок. Только за последний месяц по недавно организованной городом «горячей линии» от его жителей поступило 94 жалобы. А всего в работе сейчас около 300 жалоб.
Итак, улица Лазарева, 52. В этой квартире живет ветеран Великой Отечественной войны с женой. Заселились в 2001 году. Пожилым людям и быт-то свой организовать непросто, не то что бороться за исправление строительного брака. Первое, что бросается в глаза на кухне, – откровенно криво положенная плитка. «И это – скрытые недоделки?» – удивился префект.
Мы вышли на лестницу. Из больших, неплотно закрывающихся рам немилосердно дуло. Пока мы спускались, Виноградов успел поинтересоваться у старшей по подъезду организацией охраны, доставкой окружной газеты, проблемами благоустройства... Ответив на его вопросы, женщина заметила, что сама она переехала из Северного округа, стремилась сюда попасть и районом очень довольна.

Не пугайся – это глюк!
Следующий адрес – квартира в доме № 7 по Плавскому проезду. Жители вселились в марте этого года, переехали из пятиэтажки района Каховка. Некоторые недоделки обнаружились сразу – при получении смотрового ордера. Кое-что было устранено. Одна из основных претензий – некачественная поклейка обоев. Строители полностью переклеивали комнату и сделали это очень оперативно и качественно. (Ведь могут же!) Еще на потолке обнаружилась протечка, которая, несмотря на то, что это 4-й этаж, оказалась протечкой кровли. Строители были очень удивлены. Но и сверху, на 10-м этаже, точно в этом же месте, вздулся линолеум. Дело взято на контроль. Некачественная покраска плинтусов, дверей, дверных проемов. Хозяйка говорит: «Лучше бы вообще не красили, мы бы сами хорошую краску подобрали».
Плохо открываются и закрываются рамы. Рядом с окном, там, где стык со стеной, обнаружилась щель, которая была аккуратно заклеена белой бумагой и сверху закрашена белой красочкой – невооруженным глазом не заметишь. Дуло, конечно, но поначалу не обращали внимания. И только когда хозяйка стала мыть окна, бумага прорвалась и под ней оказалась дыра – руку можно просунуть. Вспомнился тинейджерский фольклор: «Если видишь в стенке люк, не пугайся – это глюк!» Но тут дыра оказалась самая натуральная. Глава управы Южное Бутово Сергей Гаврилов заверил, что строившая дом подрядная организация ЗАО «Группа «Терра» очень оперативно работает по устранению недоделок. Создана специальная ремонтная бригада, и, как только поступает жалоба и «место происшествия» осматривается комиссией, специалисты немедленно устраняют брак.
Мы вышли из квартиры и стали спускаться по лестнице. В глаза бросилась откровенно сырая стена. Строители объяснили, что гипс отсырел и нужен ремонт. «И что же, для того, чтобы его сделать, требуется жалоба жильцов? – поинтересовался префект. – А если они не пожалуются, подъезд останется в таком безобразном состоянии?» Соседний подъезд тоже не блистал красотой. Там, в тамбуре, краска потрескалась, как земля засушливым летом, и местами висела лохмотьями, на что Виноградов обратил внимание представителей районного ДЕЗа.

Вечная сырость на Болотниковской
Далее наша кавалькада двинулась в район Зюзино: Болотниковская улица, 20. Семья вселилась в феврале 2002 года. Здесь обои свисали уже с потолка. Но корень зла, похоже, гнездился в ванной. Там: не были установлены сантехнические кабины, нарушена герметичность швов, не установлен уклон пола, а также (для полноты комплекта) не работала вентиляция. В прошлом году хозяйка обращалась по этому вопросу в мэрию. На жалобу откликнулись. Но сделали опять же не очень качественно – принимая душ, она заливает нижнюю квартиру.
Вышла другая жительница подъезда, пенсионерка. Жаловалась, что вся сантехника лопнула, полетели смесители. Сами купили смесители, шаровой кран, вентиль, а ДЕЗ требует оплатить их установку – деньги немалые. «Я боюсь затопить соседей», – пожаловалась она. Строители удивились: «Чего вы хотите? Уже год прошел со сдачи дома!» – «А что, срок работы смесителя только один год?» – в свою очередь удивился префект.

Не ставьте двери в октябре!
По итогам увиденного в префектуре состоялось совещание. Префект В. Ю. Виноградов, его первый заместитель А. В. Челышев, курирующий строительство, начальник Управления строительства и реконструкции Л. Н. Финаева, зам. префекта С. Г. Титов, ведающий ЖКХ, а также главы управ районов, где ведется строительство, обсуждали, что нужно изменить в системе приемки домов-новостроек, чтобы максимально ограничить количество брака.
Говорилось о том, что организованные некоторыми подрядчиками комплексные ремонтные бригады (слесарь, плотник, оклейщик, сантехник...), оперативно устраняющие недоделки, – это, конечно, хорошо, но лучше не допускать строительной халтуры еще при приемке домов. Как пример приводился 43-й квартал (Обручевский район), где в 5-м корпусе была массовая замена балконных дверей. Дом принимался в октябре, в теплое время года, позже от перепадов температур пошла деформация, и балконные двери перестали открываться и закрываться.

Откуда что берется?
Челышев рассказал об этапах приемки домов и очень подробно описал комендантскую (ключевую) приемку. Как эксплуатирующая организация, обычно ДЕЗ принимает каждую квартиру.
Первыми квартиру проверяют сантехники «на пролив»: смотрят краны, заполняют водой ванну, потом вода выпускается и проверяется нижняя квартира – сухие ли пол и потолок. Дальше приходит электрик, проверяет, чтобы все светильники работали, все розетки. Потом плотник смотрит оконные блоки, дверные проемы, двери, чтобы закрывалась. И техник-смотритель инспектирует качество отделочных работ – потолок, стены, пол. Только тогда подписывается или акт приемки, или дефектная ведомость. (Например, на Болотниковской, 20 подрядную организацию заставили переклеивать обои практически на 80 процентов. Стены не были высушены, сверху наляпали обои, и через некоторое время они все отвалились.) Но если квартиры принимаются таким образом, почему новоселам достаются незакрывающиеся окна и текущие смесители?..
«У нас получается, как у Райкина, – сказал Виноградов. – К карманам претензии есть? Нет. К пуговицам претензии есть? Нет. А в результате костюм носить нельзя. Кто будет отвечать в целом за качество квартир?..»
В итоге было решено, что в системе приемки домов-новостроек ничего менять не надо. Следует только неукоснительно выполнять все существующие нормы и требования. Дома должны приниматься Дирекцией единого заказчика. Главы управ и их заместители лично выборочно должны посетить квартиры в сдающемся доме. Также выборочно посетит их и префект, который теперь сам подписывает распоряжение о приемке дома.

Мария Кронгауз