Коммунальная революция в отдельно взятом районе

Заместитель директора по экономическим вопросам ДЕЗа «Марьино» Светлана Сафронова считает, что реформа ЖКХ у них состоялась еще в 1996 году. Причем вовсе не потому, что они первые поняли ее очевидное преимущество перед действующей системой обслуживания жилищного фонда. Новаторство марьинцев стало вынужденной мерой. Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Пять лет назад в Марьине появилось большое количество семей, имеющих не одно единственное жилье. Люди вкладывали средства в недвижимость как в ликвидный товар, и в Марьине он был дешевле, чем в других московских районах.
Товар товаром, но дома надо обслуживать и содержать в нормальном состоянии. В ДЕЗе «Марьино» сочли несправедливым, а главное, незаконным, когда владельцы не единственной квартиры оплачивают техническое обслуживание наравне с остальными жильцами, многих из которых состоятельными гражданами не назовешь. В результате с собственников не единственного жилья стали взимать за техническое обслуживание дома не 30 коп. за квадратный метр, как повсеместно, а 1 руб. 80 коп. и выше.
И тут такое началось! Волна судебных исков буквально захлестнула Марьино. Между тем в ДЕЗе самовольно ничего не изобретали. Согласно постановлению правительства Москвы «Об итогах второго этапа реформы системы ЖКХ» мера эта вполне законна. В результате ДЕЗ выигрывал все судебные дела, но для этого жилищной организации потребовалось кардинально перестроить всю работу.
На судебных заседаниях возникал один и тот же вопрос: почему с истцов взимают за несуществующие услуги: например, за лифт, которого в доме нет, откуда такие огромные расходы на дворников, если у данного адреса фактически нет прилегающей территории и т. д.?
Проблема заключалась в том, что всегда и везде расчеты на техобслуживание производятся по усредненным показателям: количество в районе домов, квартир, жильцов, которые между собой суммируются, умножаются и делятся в определенных пропорциях. В итоге получается среднестатистический дом с нормативными показателями. В суде, где рассматривается каждая отдельно взятая конкретная ситуация, такие критерии, как известно, в расчет не принимаются.
Это обстоятельство и заставило ДЕЗ «Марьино» рассчитывать затраты отдельно на каждый дом, учитывая имеющиеся в нем удобства и состояние инфраструктуры.
Сегодня жители района платят за те условия, в которых они реально живут. Есть в доме лифты, вентиляция и система дымоудаления, благоустроенная площадка, ухоженный газон – это и будет заложено в тариф за техническое обслуживание. В ДЕЗе проанализировали все виды услуг, входящие в эту ставку. И пришли к выводу, например, что плату за обслуживание электроплит надо брать только в том случае, если в квартире установлена стандартная плита. Если же жильцы ее поменяли на более современную, импортную, то и обслуживаться она должна в соответствующих сервисных центрах, а не через жилищную организацию. Зачем же с населения брать лишние деньги?
Короче, разложили ставку за техобслуживание по всем ее составляющим. При расчете учитывается не только количество жильцов, а доли собственников. Ведь у членов семьи они могут быть разные. В результате стоимость техобслуживания в Марьине сегодня составляет от 6 до 10 рублей за квадратный метр, но больше не вызывает вопросов у жителей.
Во многом благодаря такой аккуратности в расчетах сегодня в ДЕЗе «Марьино» доходы составляют 34,8 процента. В 1997 году они равнялись всего лишь 5 процентам.
И еще один очень важный момент в работе каждой жилищной организации, он касается сбора средств с жителей за оказываемые услуги. Совсем недавно этот показатель явно «хромал». Когда же подсчитали реальные убытки от недоплат, стало ясно, что и здесь должны заработать экономические рычаги. Выделили из штата одного сотрудника, который занимается только претензионной работой. Он звонит жильцам, посещает квартиры, словом, непосредственно общается с должниками и владеет ситуацией в этих семьях.

Татьяна Данилина