Не будем размениваться

Сколько же квитанций нужно иметь при себе, ежемесячно расплачиваясь за коммунальные и прочие услуги? Казалось бы, наша ль это забота – раскладывать квартплату по отдельным карманам различных обслуживающих предприятий?

Чтобы управиться с таким количеством квитанций, нужна едва ли не профессиональная сосредоточенность операторов касс, терпеливо и привычно реагирующих на запутавшихся в бумажках клиентов. А сколько лишнего времени приходится тратить кассирам, чтобы обработать это обилие счетов. И никого уже не удивляют очереди, в которых время от времени проскакивают нервные разряды. А ведь без всей этой нервотрепки можно обойтись, если пользоваться единой платежной квитанцией. Именно к ней в следующем году будет сведена пухлая пачка квартирных счетов. (Исключением пока остаются счета Московской городской телефонной станции (МГТС) и Мосэнерго.)
Единая квитанция – это результат деятельности единых информационных расчетных центров (ЕИРЦ), которые в начале будущего года заработают во всех районах Москвы. В двенадцати из них они уже действуют. Но, конечно же, унифицированная форма оплаты жилья – это лишь наиболее видимая часть работы, которую призвано осуществлять новое учреждение. О его немалых возможностях свидетельствует шестилетний опыт, накопленный сотрудниками Зеленоградского единого информационно-расчетного центра, что стал первопроходцем в этой области коммунальных преобразований. Здесь сосредоточены не только расчет и перерасчет платежей, но и оплата жилищных субсидий и работа с должниками. Причем последняя теперь не сводится к одному лишь преследованию злостных «уклонистов». К должникам у зеленоградцев индивидуальный подход: кто-то получает адресную помощь, кому-то предлагают погасить задолженность в рассрочку (в противном случае на нее рассчитывать не приходится). В результате таких новых подходов к закоренелой проблеме в Зеленоградском административном округе наблюдается стабильно высокий показатель сбора коммунальных платежей: 96% – это для столичных коммунальщиков рекордное достижение. А перед поставщиками услуг зеленоградцы и вовсе не имеют задолженности.
Сложность создания ЕИРЦ состоит в том, что с началом его работы в один узел должны быть завязаны десятки ресурсоснабжающих организаций и сотни жилищных учреждений, многие банковские отделения – все, кто обслуживает более трех миллионов коммунальных плательщиков.
ЕИРЦ сосредоточит в себе исчерпывающую информацию, касающуюся коммунальных проблем в жизни Москвы, а, значит, станет и аналитическим центром, который поможет принимать более выверенные решения, направленные на развитие коммунальной реформы. Так, исходя из его банка данных, удастся выявить тех, кто не нуждается в дотациях, выделяемых на оплату жилья из городского бюджета, но пользуется ими наравне с малоимущими. Эффект от этой «фискальной» функции центра наверняка будет оценен москвичами, если лишив дотаций тех, кто ими пользуется не по праву, они одновременно возрастут для подлинно нуждающихся в них.
Создателям ЕИРЦ предстоит еще поработать над тем, чтобы включить в свою орбиту МГТС и Мосэнерго, а также, возможно, распространить единую платежную квитанцию на членов жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья.

Эмилий Архитектор