Прозрачно будет, но не сразу

Любого потребителя всегда волнуют, как правило, два вопроса: сколько он платит и сколько будет платить, и второй – за что платит.

При подготовке стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса Федеральная служба по тарифам пыталась ответить как раз на эти два вопроса. Стандарты на сегодняшний день еще не работают в полном объеме. Тем не менее люди уже обсуждают, каким образом, например, в тариф одной ресурсоснабжающей организации попали средства на беспилотный летательный аппарат. Пару лет назад они бы этого даже не увидели. Стандарты раскрытия информации как раз и задуманы для того, чтобы усилить общественный контроль над тарифами, вовлечь квалифицированного потребителя в процедуру их регулирования и, главное, увидеть ее снизу.

Но на этом мы не остановимся. В следующем году ресурсо-снабжающие организации начнут публиковать не только информацию о своих тарифах, о технологических возможностях присоединений, об инвестиционных программах, но и свою тарифную заявку. Все должны видеть, что они принесли в регулирующий орган, а не то, что окончательно войдет в тарифы. У общественности должна быть возможность увидеть все «хотелки» ресурсо-снабжающих организаций задолго до того, как примут решение о тарифе.

Более открытой станет информация о деятельности самого регулирующего органа, о конкретных должностных лицах: когда приняли заявку, что с ней сделали, какие мероприятия провели. Это также внедрим в следующем году.

Теперь о том, что волнует каждого москвича. Коммунальные платежи с 1 января в Москве не увеличатся. Не изменятся в течение всего 2012 года и цены на проезд в общественном транспорте.

Сейчас общественность поднимает вопрос о передаче полномочий по регулированию тарифов депутатам. На мой взгляд, это не совсем удачная идея. Во-первых, процедура государственного регулирования является профессиональной деятельностью, и, конечно же, у профессионального регулятора знания в этой сфере глубже. Во-вторых, я – один из наиболее активных участников подготовки законов, которые в свое время «убили» полномочия органов местного самоуправления по установлению тарифов и передали функции регулирования на уровень субъектов Федерации.

У нас, к сожалению, сложилось негативное общественное мнение о ЖКХ. Но все прекрасно знают, ЖКХ – это тепло, уют в домах. ЖКХ не может быть плохим. Плохими могут быть люди, решения, что угодно, но точно не отрасль.

Практика, к сожалению, показала: если за каким-то решением не стоит конкретное должностное лицо, то ответственность размывается или уводится на консолидированный орган принятия решения – думу. В основном, это приводит к популизму и не совсем корректным решениям.

Поэтому более эффективной является модель, которая сейчас реализована в нашем государстве. Все полномочия по регулированию тарифов отданы субъекту Федерации. В субъекте за это отвечает профессиональный регулятор – сильный и адекватный. При этой модели речь ведь не идет о том, что ценообразование должно быть бесконтрольным. Оно обязано быть прозрачным, прогнозируемым, хорошо контролируемым.

Наша справка:

Региональную энергетическую комиссию города Москвы возглавляет заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики Андрей Владимирович Шаронов. Первый заместитель председателя – Павел Владимирович Гребцов, заместитель председателя – Юрий Валерьевич Сердечкин.

В РЭК Москвы можно обратиться:
– почтой по адресу: 121205, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36/9
– по телефону/факсу: 8 (495) 690-85-74, 690-89-54
– по электронной почте: kalashnikova@post.mos.ru
На сайте комиссии http://www.rek.mos.ru/ москвичи могут задать любой вопрос по тарифам.

Юрий Сердечкин, заместитель председателя Региональной энергетической комиссии города Москвы