Тайн быть не должно!

Живу в доме ЖСК, где все пайщики давно выплатили паи. Многие, став собственниками, продали на вторичном рынке свои квартиры, а новые собственники не вступают в члены ЖСК. Да и зачем? Все вопросы в отношении собственности в таком кооперативе должны решаться на общем собрании собственников помещений в МКД, а не на общем собрании членов ЖСК (ст. 129 и ч. 9 ст. 162 Жилищного кодекса).

Новые собственники председателям правлений нужны только для получения вступительного взноса и, если прописано в уставе, для взимания членских взносов. Уставы зачастую не изменялись десятилетиями. Волею обстоятельств я знаком с положениями дел во многих ЖСК Москвы. Примеров головотяпства, финансовых нарушений и нарушений жилищных прав граждан предостаточно.

Например, вручную по каждой квартире подгоняется размер платы за коммунальные услуги под изобретенные объемы коммунальных ресурсов; искажается информация о «вторичном жилье» и льготниках, и тем самым присваиваются бюджетные средства по выпадающим доходам; не выполняется и половина работ по содержанию общего имущества. Доходит до того, что не представляется ежемесячно платежный документ за жилищно-коммунальные услуги.

Между прочим, члены кооператива часто не знают, что именно на них возлагается покрытие убытков, понесенных кооперативом из-за безграмотности и финансовых нарушений председателя правления.

Вот поэтому я вышел из членов ЖСК. Да и право на изменение размера платы у не члена ЖСК в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность есть, а у члена ЖСК – нет (п. 2 Правил по содержанию и ремонту общего имущества, утвержденных постановлением правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Федеральным законом от 4.06.2011 № 123-ФЗ стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, распространили наконец-то на ЖСК и ТСЖ.

Некоторые эксперты в сфере ЖКХ оспаривали очевидную прямую норму, установленную в законе об обязанности ЖСК и ТСЖ обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества, о порядке и условиях их оказания, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

Если собственников помещений зачастую не пускают на порог правления, а на просьбу ознакомить с каким-либо договором или документом, связанным с управлением МКД, в ответ они слышат брань, то теперь ответственность за отказ предоставить информацию этим царькам и царицам поможет осо-знать КоАП – Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Нарушение установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц (члены правления у нас теперь должностные лица – ст. 116.1 ЖК РФ) в размере от 30 до 50 тысяч рублей. На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – от 250 до 300 тысяч. А повторное аналогичное административное нарушение влечет за собой дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ст. 7.23.1 КоАП РФ).

Надо только правильно действовать, защищая свои права. Это не слишком сложно. Сначала – письменный запрос в правление ЖСК в двух экземплярах с указанием способа получения информации - выдачи лично потребителю по адресу фактического местонахождения органов управления кооператива в течение 20 дней со дня поступления письменного запроса. Не забудьте потребовать поставить дату и подпись принявшего обращение на вашем экземпляре (это общие требования, а также нормы п. п. 21.1 и 22 Стандарта).

Председатель, члены правления отказываются принять заявление? Тогда отправьте его заказным письмом с описью вложения, с уведомлением. Чек и бланк описи вложения сохраните. Потом приложите копии к заявлению в жилинспекцию (основание для обращения – ч. 10 ст. 161, ст. 20 ЖК РФ, п. 5.11 Приложения к постановлению правительства Москвы от 28.12.2011 № 655-ПП). Или в прокуратуру (основание для обращения – ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Или сразу в суд. Основание – ст. 11 Жилищного кодекса.

Требования закона и Стандарта четки, ясны и однозначны. Я был весьма удивлен, когда, вопреки всеобщему убеждению в бесполезности обращений в контролирующие органы, четко через 30 дней получил ответ прокуратуры о вынесении представления в адрес ЖСК об устранении нарушений Федерального закона о стандарте раскрытия информации.

Удачи всем в борьбе за свои права!

Юрий Семин, бывший член ЖСК «Винница»