Три кита управления

Три кита управления

На прошлой неделе на заседании правительства Москвы была принята госпрограмма «Совершенствование государственного управления» на 2012–2016 годы. Правда, в ходе заседания ее название изменилось. Мэр предложил переименовать программу в «Открытое Правительство».

Заходите, открыто

Представляя программу, Сергей Собянин сказал, что это комплексная программа, которая, по сути, обеспечивает взаимоувязку всех остальных городских программ в сфере подготовки, принятия и осуществления управленческих решений. При этом градоначальник пообещал продолжать ревизию административных процедур, отменяя избыточные административные ограничения и запреты. Уже упрощается система согласований проектов для застройщиков, оформление договоров земельной аренды, для простых граждан значительно упрощен процесс получениия разрешения на перепланировку квартир. Но, по его словам, работы тут еще «непочатый край», и, кроме того, «нужно создать систему гарантий, чтобы на месте упраздненных административных барьеров не возникали новые».

И все же, как пояснил мэр, хотя цель программы – совершенствование государственного управления, но вся ее идеология направлена на то, чтобы вовлекать москвичей в государственное управление городом, в формирование программ и контроль за исполнением. И потому акцент все-таки должен быть сделан не на «внутриправительственное совершенствование госуправления», а на «максимальное вовлечение москвичей в управление Москвой». «Городское хозяйство Москвы – одно из самых больших и сложных среди других городов страны, и поэтому нам нужна эффективная система управления, которая будет поощрять участие москвичей в делах города, инициативу и самостоятельность на всех уровнях власти, – сказал градоначальник. – Поэтому, мне кажется вообще правильным, если бы мы эту программу, которая сегодня называется «Совершенствование государственного управления», переименовали в программу «Открытое Правительство», чтобы она более полно отвечала той идеологии, в которой работаем и собираемся в дальнейшем совершенствовать управление городом», – предложил Сергей Собянин.

Задача вовлечения москвичей во власть, как признает мэр, очень непростая, учитывая размеры нашего города, численность населения, сложную иерархическую систему государственного управления. Должны быть созданы эффективные механизмы участия населения. «Необходимы конкретные мероприятия вовлечения москвичей в управление делами не только правительства Москвы, но и конкретных департаментов и префектур, – заявил градоначальник. – Они должны иметь свои цели и задачи в реализации поставленной цели, конкретные мероприятия по вовлечению населения, общественности, экспертов в реализацию своих, ведомственных программ».

По словам заместителя мэра в правительстве Москвы, руководителя аппарата мэра Анастасии Раковой, как бы ни совершенствовали работу органов государственной власти, ни сокращали административные барьеры, ни вводили новые управленческие технологии, – без расширения участия москвичей в управлении городом кардинальных положительных результатов добиться будет очень сложно. «Поэтому на повестку дня встает задача поиска, апробации, внедрения новых механизмов обеспечения подотчетности и подконтрольности исполнительной власти жителям города, – сказала она. – Эти механизмы должны учитывать особенности такого огромного мегаполиса, как Москва, где значительная часть граждан объективно чувствует себя отдаленными и непричастными к тому, что происходит ежедневно».

Руководитель аппарата мэра рассказала о некоторых мерах, которые уже сегодня принимаются и будут расширены в ходе исполнения программы. Это создание горячих линий, с помощью которых граждане могут высказать свою мнение по тому, как осуществляются те или иные решения столичных властей, предложить свои пожелания и варианты решения проблемы.

Анастасия Ракова привела в пример также недавно открывшийся интернет-портала «Наш город»: «В двух словах можно сказать, что целью работы портала является не столько и не только информирование москвичей о результатах работы городских властей, сколько дальнейшая активизация, участие жителей столицы в реальном управлении собственных двором, домом и городом в целом. Уже сейчас с помощью интернет-портала москвичи могут не только узнать о работе по благоустройст-ву любого городского двора, но и высказать собственное мнение о соответствии заявленного действительности. Более того, в результате этой работы меняется и отношение к чиновникам, к тому, что они делают. Коллеги на всех уровнях власти начинают понимать, что их деятельность и результаты этой деятельности становятся абсолютно прозрачными – как для каждого жителя города Москвы, так и для вышестоящего руководства, то есть не получится больше писать сложных, многотомных отчетов и надеяться, что контрольные органы тебя не проверят. Более того, наглядными становятся результаты твоей работы в сравнении с другими коллегами».

Как рассказала А. Ракова, еще одним механизмом по контролю государственных служб населением призвана стать система рейтинговой оценки их деятельности на основании социологических опросов потребителей услуг. «Конечно, в настоящее время механизм обратной связи с москвичами проходит только стадию апробации и пока не заработал в полную силу. Безусловно, что этот список новых управленческих технологий не является закрытым, но мы уверены, что существенно изменить работу всех городских служб можно только в условиях повышения реальной открытости, прозрачности и подконтрольности их населению», сказала заместитель мэра, добавив, что столичные власти планируют активно провести обсуждение программы и уже вывесили ее на портале мэра и правительст-ва Москвы.

Справка – в окне, шарики – в бассейне

За 30 лет журналистской работы на моей памяти немало разных административных реформ, но впервые в документе, посвященном совершенствованию государственно управления, вижу, что на первый план выдвигаются удобства граждан, а не управленцев. По словам заместителя мэра, руководителя его аппарата Анастасии Раковой, программа ставит три главных задачи. Первая – сформировать удобную систему предоставления услуг гражданам и бизнесу, ликвидировать избыточные административные барьеры. Вторая – повысить качество предоставления социально значимых услуг. И лишь третья – повысить качество государственного управления в целом.

Повышать удобство для москвичей в предоставлении им госуслуг призваны подпрограммы создания сети многофункциональных центров, упрощения процедуры предоставления государственных услуг и перевод услуг в электронный вид. Надо сказать, что сложившаяся в Москве система предоставления государственных услуг состоит из 1,5 тыс. самостоятельных служб одного окна как городского, так и федерального подчинения, то есть в каждом районе города существует порядка 15 самостоятельных служб.

Для решения одного вопроса гражданин должен посетить до пяти-семи инстанций. МФЦ же призваны свести все эти службы воедино, то есть чтобы в одном месте москвичи могли получить все услуги сразу – в общей сложности это 72 вида государственных услуг по выдаче 206 видов документов. Под одной крышей МФЦ представлены органы исполнительной власти федерального уровня – Росреестр, налоговая и миграционная службы, Пенсионный фонд; городские ведомства – департаменты социальной защиты населения, жилищной политики, семейной и молодежной политики, образования, загсы, инженерные службы районов и центры жилищных субсидий, префектуры административных округов и управ районов, Мосжилинспекция и БТИ.

А кроме того, как обещают столичные власти, в ближайшей перспективе заявитель будет обращаться только к одному специалисту без дополнительных обращений за документами и справками к другим специалистам.

Как показала практика уже первой недели работы нового МФЦ в Печатниках, на получение услуги у москвича уходит 5–15 минут. Быстро. И удобно тоже. Для мам с детьми, например, в том же МФЦ в Печатниках предусмотрена комната матери и ребенка, где можно перепеленать малыша. Дети постарше, пока мама оформляет документы, могут поиграть в детской комнате с сухим бассейном, наполненным яркими шарами. За детьми в это время присмотрит опытный воспитатель.

Также в центре имеются: кабинет приема маломобильных групп населения; зал ожидания с мониторами, позволяющими получать информацию о номере окна, в котором заявителю будет оказана государственная услуга; кабинет фотокопировальных услуг; платежные терминалы; центр общественного доступа в интернет; прием нотариуса.

По словам Анастасии Раковой, в течение 2011 года всего будет открыто девять МФЦ. В 2012 году планируется создать 59, план 2013 года – 50. Таким образом, к концу 2013 года в городе будет создано 125 МФЦ, охватывающих всю территорию города.

Завершив же создание сети МФЦ в каждом районе города Москвы к 2014 году, власти планируют обеспечить экстерриториальный принцип оказания государственных услуг, то есть когда каждый житель города Москвы вне зависимости от «прописки» будет иметь возможность получить услуги в любом МФЦ. «Мы рассчитываем, что это создаст не только дополнительные удобства для людей с точки зрения транспортной доступности, но и запустит механизм конкуренции между МФЦ за привлечение клиентов, а значит, будет работать на повышение качества оказания услуг», говорит А. Ракова.

По ее словам, многие регламенты по оказанию услуг уже приняты, однако большую часть работы предстоит сделать в 2012 и 2013 годах. Приоритетами будет модернизация административных процедур в таких сферах, как земельные отношения, технический учет, градостроительная политика, благоустройство, охрана окружающей среды, подключение к объектам инженерной и коммунальной инфраструктуры. «Принятие новых регламентов в этих сферах позволит сделать получение государственных услуг максимально удобным для граждан, а также обеспечить улучшение качества делового климата и инвестиционной привлекательности в Москве. В качестве индикаторов оценки результатов предполагается использовать не количество принятых регламентов и тем более не их толщину и глубину, а социологические опросы удовлетворенности как граждан, так и бизнеса качеством предоставления услуг, а также рейтинг Doing Business Всемирного банка», – сообщила заместитель мэра в правительстве Москвы.

Мониторить и смотреть

Как сообщил Сергей Собянин москвичи предложили ввести ряд дополнительных услуг, которые должны оказывать в многофункциональных центрах, в частности это замена водительских удостоверений. «Вопрос непростой, но мне кажется, что его с ГИБДД стоит проработать, чтобы хотя бы одну из услуг, которые оказывает ГИБДД, внедрить в работу многофункциональных центров. Замена и получение новых охотничьих билетов теперь тоже функция, переданная госвласти, – ее также надо реализовать в наших многофункциональных центрах», – сказал мэр и добавил, что столичные власти будут постоянно «мониторить, смотреть, как взаимодействуют различные службы (федеральные, городские), какие дополнительные услуги необходимо оказать «с тем, чтобы совершенствовать работу центров».

По словам мэра, результатом этой программы должно стать то, чтобы наши граждане могли как можно меньше общаться с чиновниками и как можно быстрее получать услуги, и наш бизнес – и малый, и средний, и большой – чувствовал себя в городе комфортно.

Владимир Симонов