В центре внимания – человек. Для него и создается система ЕИРЦ

Через несколько дней во всех районах Москвы начнут действовать единые информационные расчетные центры (ЕИРЦ). И хотя работа по подготовке нового платежного документа в целом завершена, нерешенных вопросов еще хватает.

По мнению руководителя Комплекса городского хозяйства Петра Аксенова, важнейшая задача сегодня – формирование унифицированных требований к организации ЕИРЦ. Однако в некоторых округах и муниципальных районах своеобразно поняли задачи по формированию единой информационной базы данных для начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
Вроде бы цель проста и понятна: максимально упростить москвичам процесс оплаты за ЖКУ и оформления необходимых документов тем, кто имеет право на льготы. В целом же очень важно, чтобы люди ощущали поддержку и заботу о себе со стороны правительства города, считает Петр Аксенов.
Кстати сказать, с этой целью в свое время десять территорий города (тяжелых, с точки зрения управления) были разделены на муниципальные районы. Результат москвичи почувствовали сразу: легче стало общаться с властью.
В некоторых управах такую задачу поняли буквально и стали создавать единые информационные расчетные центры, руководствуясь принципом пешеходной доступности ЕИРЦ. В результате получилось как всегда: очереди, отсутствие элементарной информации, техническая неподготовленность помещений, несогласованность действий сотрудников ЕИРЦ и ресурсоснабжающих организаций, справедливое недовольство посетителей информационного центра. Итогом такой мнимой заботы об удобствах жителей становится недоверие москвичей и к реформе ЖКХ, и к власти.
И, правда, зачем же приглашать людей на участки, которые не подготовлены технически и не имеют необходимой информационной базы? Неважно, где территориально расположены ЕИРЦ. Если они технологически оборудованы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к ЕИРЦ правительство Москвы, то жителям нет необходимости посещать информационные центры, а достаточно воспользоваться телефоном для связи с оператором, указанном в едином платежном документе. И что теперь совершенно не должны делать граждане, так это собирать в организациях, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, многочисленные справки для подтверждения своих прав на льготы и субсидии.
Отныне эта функция возложена на персонал ЕИРЦ, который располагает всей необходимой информацией для оформления документов, связанных с начислением и оплатой ЖКУ. Конечно, при условии, что технически районные информационные центры оснащены в точном соответствии с теми требованиями, которые разработаны правительством Москвы. Такая методика уже несколько лет успешно применяется в Зеленограде и принята за основу для использования в Москве.
О зеленоградском опыте и шел разговор на городском семинаре по созданию информационных расчетных центров, проведенном недавно в префектуре Центрального округа.

Триединое единство
Как рассказал префект Зеленограда Анатолий Смирнов, задача решалась окружным отделом Городского центра жилищных субсидий (ГЦЖС) совместно с банком Москвы, за основу была взята формула: единый центр – единая база – единая квитанция.
Единый центр – это не просто удобное помещение с красивой мебелью, а создание интегрированного банка данных, который позволяет без участия жителей сформировать единый платежный документ. В нем учтены имеющиеся у плательщика льготы и дотации, а также все изменения и перерасчеты по тарифам, связанные с качеством и объемом услуг, предоставляемых конкретно каждому пользователю. Особенность зеленоградской программы расчетов и начисления ЖКУ в том, что в ней житель занимает центральное место, то есть система создана для него, а не наоборот. А для этого необходимо было сформировать единую квитанцию с начислением платежей за ЖКУ с учетом льгот и субсидий и организовать своевременную доставку платежного документа жителям, обеспечить электронную обработку денежных средств, поступающих от жителей на расчетные счета эксплуатирующих организаций и поставщиков услуг, создать условия «прозрачности» финансовых потоков и т. д.

НДС: надежность, досто-верность, системность
Единая информационная база данных позволяет еще и получать достоверные аналитические материалы для префектуры Зеленограда и других служб округа. Например, ясна картина с социальным составом зеленоградских жителей, их возрастом и т. д.
Данные ЕИРЦ используются также для переписи населения (причем без дополнительного привлечения денежных средств), для проведения выборных кампаний. В округе есть все необходимые сведения о гостях столицы, временно зарегистрированных, и россиянах, приехавших из провинции, и из стран СНГ.
Эта же информационная база применяется и для обмена паспортов, для адресной помощи жителям Зеленограда, а также формирования дифференцированного списка должников, в котором учтены изменения социального статуса семьи и параметров жилья. Такой учет и позволил планомерно проводить «шаговую» программу снижения задолженностей по оплате ЖКУ. И об этом следует рассказать подробнее.

«Каждая семья несчастна по-своему»
Тезис Льва Толстого сегодня актуален как никогда. В том числе и для сотрудников ЕИРЦ, которые должны проявить редкий такт и корректность, работая с семьями москвичей, нуждающимися в помощи.
Итак, в Зеленограде пошли по пути сокращения задолженностей по квартплате. Каким же образом это стало возможно?
По характеру причин неуплаты за ЖКУ всех должников можно разделить на три большие группы. Наиболее многочисленная состоит из тех жителей, которые хотят и готовы платить, но не могут это сделать из-за трудного материального положения. Вторая категория должников включает тех, кто из-за уменьшения количества членов семьи владеет жилой площадью, значительно превышающей социальную норму, и по существующему законодательству обязан оплачивать содержание и эксплуатацию излишков в полном объеме. И, наконец, злостные неплательщики. Эти люди, как правило, имеют долги за ЖКУ, так сказать, «по убеждению» – они уверены в том, что получают некачественные услуги, которые оплачивать не обязаны.
Первую группу составляют в основном многодетные и одинокие матери, инвалиды и пенсионеры. Для них процесс оплаты жилищно-коммунальных услуг стал многолетним заколдованным кругом: расплатиться с долгом из-за сложного материального положения они не могут, соответственно отдел субсидий не имеет права начислить им субсидию. В результате долг неумолимо растет, лишь обостряя проблему. Казалось бы, безвыходная ситуация. Правда, только в том случае, если начислять квартплату формально, нарастающим итогом.
В Зеленограде с 1997 года внедрена технология начисления субсидии даже при наличии задолженности по оплате ЖКУ. Смысл ее состоит в том, что все неплательщики приглашаются в расчетный центр – побеседовать и определить причину задолженности.
Если она признается объективной, то по обоюдному решению подписывается соглашение о погашении долга в рассрочку и одновременно начисляется субсидия. В отдельных случаях материальную поддержку оказывают районные управы, которые при необходимости привлекают спонсоров, чтобы помочь конкретной семье.
Не остаются без внимания и те семьи, где стоимость излишков жилья превышает размер семейного бюджета. Таким зеленоградцам районные власти помогают подобрать меньшее по размеру жилье, которое они смогут оплачивать без ощутимых потерь.
Не секрет, что люди опасаются самостоятельно менять квартиру из-за боязни быть обманутыми. Другое дело, когда в процессе купли-продажи недвижимости участвуют окружные органы социальной защиты. Спокойно поменяв квартиру, люди не только погашают сумму образовавшегося долга, но и улучшают свое материальное положение, получив значительные суммы от продажи жилья.
Работа с категорией злостных неплательщиков также предполагает индивидуальный подход, и каждый конкретный случай в Зеленограде анализируется отдельно. Если причины имеющегося долга действительно объективны и вызваны, скажем, нареканиями на качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, то их стоимость при подтверждении подобных фактов пересчитывается в сторону снижения.
Программа по снижению долгов состоит из нескольких этапов: обработка и оценка информации о платежах населения, дифференциация долга, различные информационные меры воздействия (вежливое напоминание, автоматическая рассылка голосовых сообщений, строгое предупреждение). И если эти меры не возымели действия, то тогда формируется карточка должника. Применяются и другие методы работы с должниками. Например, «забывчивым» плательщикам доставляются на дом отдельные «цветные» квитанции для погашения долга. Только в этом году по таким документам в Зеленограде оплачено услуг на сумму более 10 млн. рублей, а в целом по технологии работы с должниками 602 семьи погасили задолженности по ЖКУ на 662,5 тыс. рублей.

Преимущества ЕИРЦ
Единые информационные расчетные центры облегчают жизнь всем. Так, жители получают возможность без очередей, в удобное для них время сделать перерасчеты и переоформления по ЖКУ. Причем в большинстве случаев для этого достаточно созвониться с оператором ЕИРЦ.
Поставщикам услуг средства зачисляются на их счет в день поступления платежей, а собираются они куда лучше. Электронное разделение платежей позволяет вести прямые расчеты без создания дополнительных абонентских служб. Жилищные организации тратят меньше времени на обработку и оформление расчетов. Выгодно и банку: расширяется спектр его услуг. У префектуры тоже появляется лишняя возможность получить правдивую информацию о том, кто нуждается в помощи.
Разумеется, как и в любом деле, у ЕИРЦ тоже есть оппоненты, в основном из числа тех, кто не заинтересован в наличии автоматизированного, я бы сказала, беспристрастного учета средств, поступающих из городского бюджета и от жителей. А москвичи должны знать, куда идут эти средства, потому что они платят свои кровные деньги и вправе рассчитывать на соответствующее качество содержания своего жилья.
Учет реального вклада каждого участника программы формирует партнерские отношения между потребителями, поставщиками и их связующим звеном – расчетным центром. В этом обоюдном триединстве целей и задач, наверное, и состоит главное преимущество создания ЕИРЦ.