Мы должны ставить себя на место граждан

Прошел год, и вновь собрался хозяйственно-экономический актив Департамента жилищной политики и жилищного фонда. Среди участников – сотрудники департамента, его окружных подразделений, представители префектур, законодательной власти города. В работе совещания принял участие вице-мэр Москвы Валерий ШАНЦЕВ.

Правительством Москвы департаменту поручена ответственнейшая роль – проведение жилищной реформы в столице. Реализуется она при соблюдении главных принципов демократического общества – предоставление равных возможностей гражданам для приобретения жилья, и в то же время государственная поддержка тем из них, кто социально незащищен. В результате десятки тысяч семей москвичей улучшили свои жилищные условия. Ныне роль департамента значительно выросла. Он определяет жилищную политику города, став основным инвестором, главным заказчиком в строительстве муниципального жилья.
Среди других забот департамента – развитие различных форм жилищного самоуправления в городе. За два дня до собрания актива этой теме была посвящена специальная пресс-конференция (отчет о ней – на 2-й стр. газеты). Занимаются жилищники и льготным страхованием жилья, ипотечным кредитованием, ликвидацией общежитий. Делают первые шаги другие программы: паспортизация жилья, предоставление квартир на условиях аренды. Не все, конечно, удалось выполнить, но «узкие места» известны, работа продолжается.
Обо всем этом в своем выступлении рассказал руководитель департамента Петр САПРЫКИН. После этого состоялись прения.

Из доклада Петра САПРЫКИНА на собрании актива Департамента жилищной политики и жилищного фонда

Переселения: можно обойтись без конфликтов
«Мы работаем для москвичей, которые, несмотря на новые экономические условия, ждут, надеются, верят, что город либо предоставит им жилье, либо поможет осуществить другие варианты улучшения жилищных условий», – так начал выступление докладчик.
В 2002 году очередники обеспечивались жильем в соответствии с приоритетами, установленными Московской городской Думой, требованиями федеральных и городских программ и постановлением правительства Москвы «Об итогах выполнения программы реализации жилой площади в 2001 году и о программе реализации жилой площади в 2002 году».
Говоря об обеспечении жильем одной из приоритетных категорий – очередников постановки на учет 1982–83 гг., П. Сапрыкин отметил, что оно неоправданно затянулось и потому требует максимального внимания. Сложная задача - переселение москвичей из пятиэтажек. Трудности традиционны: переезд бывших обитателей пятиэтажек в районы массовой застройки; стихийное увеличение семей потенциальных «переселенцев». Кроме того, дома, предназначенные для переселений, вводятся неравномерно и несвоевременно, что тоже негативно отражается на работе жилищников.
Так, в I-м квартале 2002 года не сдан ни один дом для очередников и выполнено всего лишь 2,4% от годового задания на цели переселения, а в первом полугодии для очередников введено 115,4 тыс. кв. м (45,1% от годовых показателей), а на цели переселения – 15 тыс. кв. м (всего 7% !).
«Что касается качества строительства, то оно уже стало предметом серьезного рассмотрения на недавнем заседании правительства Москвы. И здесь придется серьезно поработать, в том числе и нам», – отметил руководитель департамента.
Еще одна проблема переселения – низкое качество оформления документов для регистрации прав на жилые помещения, относящиеся к городской собственности. Особенно это касается домов, построенных в рамках инвестиционных контрактов. Сегодня по домам ввода 2001 года права собственности города не представляется возможным оформить на 6000 квартир. Есть случаи, когда остаются незарегистрированными права собственности города по домам ввода 2000 года (!). Причина – несвоевременное и некачественное представление документов инвесторами и префектурами административных округов.
В результате департамент вынужден реализовывать жилую площадь, на которую еще не зарегистрированы права собственности города. А это – грубейшее нарушение законодательства и приводит к тому, что, не оформив права, город не может заключить с переселенцами договоры мены, а граждане-наниматели не могут приватизировать квартиры.
Общеизвестно: когда стороны не могут договориться, дела рассматривают судебные инстанции. Так, за 2002 год префектурами в суды было направлено 845 исков с требованием о принудительном переселении граждан. Из них 312 (37%) рассмотрены судами, 63 (7,5%) – не рассмотрены, а 408 – отозваны (48%), так как люди в конечном итоге все-таки согласились переехать. Затем еще 30 семей переселилась добровольно. Из исков, рассмотренных судами, 304 (97%) – удовлетворены, 8 (3%) – не удовлетворено.
По мнению юристов департамента, иски нередко предъявляются без предварительной работы с жителями, и даже порой используются в целях психологического воздействия.
Однако можно работать совершенно по-другому. Например, в Северо-Западном округе при главах районных управ созданы комиссии по расселению жителей, которые занимаются с каждой семьей и, если жители не предъявляют завышенные требования, то их пожелания удовлетворяются. Не случайно в этом округе количество обращений в суды крайне незначительно – всего 18 исков за год (2% от общего числа исков, поданных в городе), из которых 7 отозваны до решения судов.
«Хотелось бы напомнить, что положение государственного служащего обязывает нас не только быть высококвалифицированными специалистами, но и гуманными людьми.
Мы должны всегда ставить себя на место граждан. Понимать, что если переселяют тяжелобольных или инвалидов, которым необходим постоянный уход со стороны родственников, живущих в том же районе, то не надо им предлагать переезд в другой административный округ, а тем более доводить до подачи ими исковых заявлений. Бездушие и черствость в отношениях с людьми могут только помешать реализовать стоящие перед нами задачи», – заключил Петр Сапрыкин.

Заказчик, инвестор, контролер
Как заказчик-инвестор, департамент работал на будущее. Вместе с Комплексом экономической политики и развития, Стройкомплексом Москвы, Департаментом экономической политики и развития города, префектурами разрабатывал адресный перечень жилищного строительства в 2004 году за счет средств городского бюджета. Этот перечень утвержден постановлением правительства Москвы.
Основная идея Программы жилищного строительства по городскому заказу до 2005 года и заданий по жилищному строительству на период до 2010 года – заблаговременное (за 1,5 года до начала строительства) формирование годовых адресных списков возведения жилья для отселения жителей сносимых домов, для очередников города, для молодых семей и военнослужащих по государственным жилищным сертификатам. Такой подход требует перехода на трехлетнее планирование – для разработки проектно-сметной документации с нужным городу набором квартир, необходимых заделов и строгого контроля за вводом и заселением построенного жилья. Основа этой работы – разработанные Москомархитектурой по согласованию с префектурами административных округов проекты планировок реконструируемых микрорайонов и другая градостроительная документация.
С этого года на департамент возложена функция контроля за сдачей в эксплуатацию домов, построенных за счет средств городского бюджета. Поскольку жилищники будут обязательно участвовать в приеме дома в эксплуатацию, то, очевидно, они будут определенным образом контролировать строительство дома. Такой контроль за сдачей домов в эксплуатацию уже ведется в ЦАО, ЮВАО, ЮЗАО и СЗАО.

Квартиры для молодых
В феврале 2002 года вышло подготовленное департаментом постановление правительства Москвы «О первоочередных мерах по обеспечению прав молодых семей на жилище», содержащее концепцию московской целевой программы «Молодой семье – доступное жилье». На ее основе была разработана и Программа, утвержденная постановлением правительства Москвы и рассчитанная на 2003–2005 годы.
В ходе выполнения программы в бюджет будет возвращаться (в качестве платежей за наем и выкуп) часть затраченных городом средств. Так как платежи в счет выкупа будут поступать до конца 2010 года, в бюджет за этот период вернется около 6,4 млрд. рублей из 9,4 млрд. затраченных на программу (68%). С бюджета города будет снято бремя дотаций на коммунальные услуги – молодые семьи будут оплачивать их фактическую стоимость.
Первый дом в рамках программы площадью почти 40 тыс. кв. м (648 квартир) уже построен в Марьинском парке по улице Верхние Поля, 38, корп. 1, и заселен по договорам коммерческого найма.
«Хочу особо подчеркнуть: в этом году надлежит усилить работу по реализации данной программы, – сказал докладчик. – Она носит новаторский характер, и нам необходим неординарный, творческий подход к ее выполнению. Нужно постоянно разъяснять основные положения программы в средствах массовой информации, охватывая при этом максимальное количество молодых жителей нашего города. Программа «Молодой семье – доступное жилье» – в числе наших основных приоритетов.
А работаем-то мы зачастую по-старому. Гонимся за бездумным выполнением плана. Вот свежий пример. Ко мне на днях обратилась молодая семья (ему – 29, ей – 25). На очереди они с 1999 года. А в округе им посоветовали заключить договор коммерческого найма, хотя стоит просто взять в руки материалы с разъяснениями положений программы, которые мы направляли в округа уже неоднократно, как тут же становится ясно, что им выгоднее заключить договор купли-продажи с рассрочкой платежа. Таким подходом к решению чужой проблемы, я бы даже сказал, безответственным отношением к делу мы дискредитируем хорошую программу».

Ипотека, социальное жилье, военные
В 2002 году департамент работал с коммерческим банком «Московское ипотечное агентство» (ОАО): внедрялись разработанные Стандарты предоставления ипотечных кредитов кредитными организациями, предусматривающие организацию рефинансирования кредитных организаций на вторичном рынке ипотечных кредитов через оператора вторичного рынка – КБ «МИА» (ОАО). Предоставлена государственная гарантия города Москвы на срок, равный сроку обращения облигаций в сумме 2,2 млрд. рублей, и пополнен уставный капитал КБ «МИА» (ОАО) до 456 млн. рублей.
В целом в течение прошлого года формировался механизм ипотечного кредитования: утверждены стандарты Московского ипотечного агентства, заключены соглашения с пятью банками-партнерами, выпущены облигации КБ «МИА» (ОАО) и выведены на рынок как источник рефинансирования кредитов.
Что касается Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», в которой изъявили желание участвовать 222 семьи военнослужащих, уволенных в запас или отставку, то она реализуется недостаточными темпами. Малое количество выделяемых Москве сертификатов (79 в 2002 г.), низкая стоимость одного квадратного метра жилья, применяемая при расчете сертификата, а также невозможность использования сертификата для инвестирования строительства существенно тормозят обеспечение жильем этой категории очередников.
Департамент участвовал в эксперименте по строительству целевым назначением жилого дома с использованием ГЖС. Было принято предложение о строительстве жилого дома площадью около 6 тыс. кв. м (по ул. Головачева, владение 12) для военнослужащих – участников федеральной программы «Государственные жилищные сертификаты», пожелавших приобрести квартиры в этом доме с созданием жилищного кооператива.

Законотворчество
В 2002 году департамент участвовал в разработке закона № 40 «О внесении изменений и дополнений в закон города Москвы от 11 марта 1998 года № 6 «Основы жилищной политики города Москвы» (в редакции закона города Москвы от 12 мая 1999 года № 23-52)».
Сейчас готовится новая редакция закона № 21-73 «О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения»; согласован проект закона «О порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве». Принято постановление правительства Москвы «Об утверждении ставок арендной платы и платы за наем (коммерческий) жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы».
Разработаны и выпущены постановления правительства Москвы «О мерах по созданию Реестра объектов собственности города Москвы в жилищной сфере в рамках Единого реестра собственности города Москвы» и «Об утверждении Положения о Реестре объектов собственности города Москвы в жилищной сфере как составной части Единого реестра собственности города Москвы и порядке его ведения», которыми установлены меры по созданию реестра, конкретизированы этапы его создания, утверждено положение о реестре и порядке его ведения. В реестр уже внесено более 1000 квартир в домах-новостройках.

Страховка стала выгоднее
Развивалась и система страхования жилья. В 2002 году свыше 9 тыс. семей получили страховые возмещения на общую сумму 63 млн. рублей. Привлекательнее для москвичей в минувшем году стали условия страхования жилья: при увеличении страхового взноса на 25% страховая стоимость жилья возросла на 50%, соответственно выросла и абсолютная величина выплат по страховым случаям. При этом были соблюдены экономические интересы города, поскольку ответственность правительства Москвы при возмещении ущерба уменьшилась с 70 до 50%. И, несмотря на увеличение размера страхового взноса, удалось сохранить стабильный уровень количества действующих договоров страхования. В 2003 году Департамент продолжит активно внедрять в административных округах города систему льготного страхования жилья.
В прошлом году в городе создана система по координации работы городских организаций и территориальных органов исполнительной власти по реализации второго этапа Комплексной городской программы формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности ТСЖ. (Подробнее на эту тему см. материал рядом – «Соседи станут товарищами». - Ред.).

Вехи 2003 года
П. Сапрыкин сформулировал основные задачи, которые предстоит решать департаменту в нынешнем году. Не разработаны пока новые серии домов для очередников и переселения. Острой остается проблема необходимого набора квартир и жилья. Большой объем площади передается городу в домах, построенных по индивидуальным проектам, что приводит к перерасходу жилой площади и вынуждает производить масштабные обмены (более 60 тыс. кв. м получено в результате таких обменов в 2002 году).
В инвестиционных контрактах, заключаемых на 2004 и последующие годы, закреплено положение о передаче городу доли в виде денежного эквивалента, что позволит городу приобретать жилые помещения в интересующих районах и в необходимом наборе.
«В текущем году, – заявил докладчик, – мы должны проявить больше настойчивости и инициативы, с тем чтобы Москомархитектура завершила конкурс на разработку новых проектов домов социального назначения».
Руководитель департамента еще раз подчеркнул, что в 2003 году предстоит работать над четырьмя основными программами: обеспечения жильем очередников; переселения жителей из пятиэтажного, ветхого и аварийного жилищного фонда; обеспечения жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку; обеспечения жильем участников программы «Молодой семье – доступное жилье».

В 2002 году для очередников и переселенцев направлено 1,3 млн. кв. м общей площади. Жилищные условия улучшили 62,3 тыс. семей. Полностью отселено 15,9 тыс. семей (34,3 тыс. человек) из 226 жилых строений. Отдельные квартиры получили 239 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ликвидированы 4,1 тыс. коммунальных квартир и 53 рабочих общежития квартирного типа. Получили квартиры 49 семей «чернобыльцев-ликвидаторов».
В 2002 году продолжалось распределение безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. По сравнению с 2001 годом бюджетное финансирование увеличилось на 470 млн. рублей, а вложения собственных средств граждан уменьшились на 105,1 млн. рублей.
В текущем году для молодых семей – участников программы «Молодой семье – доступное жилье» в ЮВАО, ЮАО, ЮЗАО и ЗАО начнут строительство 25 домов общей площадью более 270 тыс. кв. метров.