Не платить и не указывать

Отец оформил мне в дар загородный дом. Какие налоги с меня могут потребовать, и нужно ли вообще их платить?
Юлия Горохова

– Платить налог вам не придется: согласно второму абзацу п. 18.1 ст. 217 Налогового кодекса, в случае если даритель или одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками доход, полученный в порядке дарения, освобождается от налогообложения НДФЛ. Причем, принимая в дар от отца жилое помещение, вы вправе не указывать в налоговой декларации данный доход, так как он не подлежит налогообложению (ст. 229 НК РФ). То есть, если соблюдены требования Налогового кодекса РФ и у вас действительно не возникает обязанности по уплате НДФЛ, то предоставление декларации – это ваше право, а не обязанность.

Учтите также, что при осуществлении мероприятий налогового контроля ФНС РФ могут быть запрошены документы, подтверждающие наличие семейных или близкородственных отношений (свидетельства о рождении, о браке и пр., например, если ваш отец или вы, вступая в брак, меняли фамилию). Именно такой позиции придерживается ФНС России в письме от 11.05.2007 № ГИ-6-04/388@, и именно эту позицию высказал Минфин РФ в письме от 06.04.2007 № 03-04-07-01/48.

С момента госрегистрации права собственности на имущество, полученное по договору дарения, вы становитесь собственником этого имущества, а, следовательно, у вас возникает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, начиная с месяца, в котором у вас возникло право собственности.

С 1 января 2010-го ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются органами местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.

В духе времени

Говорят, что в Москве изменились правила купли-продажи помещений с рассрочкой платежа. Так ли это?
Андрей Витковский

– Все так. С 15 до 10 лет сокращен срок, на который заключается договор купли-продажи с рассрочкой платежа жилого помещения. Проценты за рассрочку увеличены до 10,5% годовых (ранее действовала ставка 5%). Кроме того, с граждан не будет взиматься плата за работы по оформлению и обеспечению реализации договоров купли-продажи с рассрочкой платежа. Указанные работы, а также работы по обеспечению реализации договоров купли-продажи с рассрочкой платежа оплачиваются за счет средств бюджета города. Досрочные выплаты по договору возможны после госрегистрации договора по соглашению сторон.

Эти новации зафиксированы в постановлении столичного правительства от 29.03.2011 № 97-ПП «О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 22 июля 2008 г. № 607-ПП». При этом преследуется цель обеспечить непрерывность реализации очередникам города жилых помещений на возмездной основе, сохранив объем финансовых обязательств, которые имеются у них согласно договорам купли-продажи с рассрочкой платежа жилых помещений, заключаемых Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в рамках городских жилищных программ.

Установлено также, что Департамент жилищной политики контролирует начисление, полноту и своевременность уплаты денежных средств, занимается взысканием пеней и принятием решений о возврате (зачете) уплаченных платежей по договорам.

Изменения не распространяются на договоры купли-продажи с рассрочкой платежа, подлежащие заключению на основании правовых актов, принятых до вступления в силу указанных изменений.

Если дом – собственность Федерации

Разъясните, пожалуйста, порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации.
Екатерина Дубовик

– Обратимся к части 1 ст. 163 Жилищного кодекса РФ. Она гласит, что порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, устанавливается правительством РФ. При этом, согласно части 2 той же статьи, управление таким домом осуществляется путем заключения договора управления с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса. А если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся – без проведения конкурса. Следовательно, с целью выбора управляющей организации представителем собственника должен быть проведен открытый конкурс.

Вместе с тем стоит сказать, что порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Федерации, пока не установлен. Во всяком случае никакого нормативного правового акта на сей счет нет.

Как быть в этой ситуации? В соответствии с частью 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, когда жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Правоотношения по выбору управляющей организации путем проведения открытого конкурса урегулированы ст. 161 ЖК РФ и постановлением правительства РФ от 6.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Есть нормы потребления

Как оплачивают коммунальные услуги собственники жилых помещений, которые осуществляют непосредственное управление многоквартирным домом, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета и договоров с ресурсоснабжающими организациями?
Лидия Корховая

– Собственники, о которых идет речь, оплачивают услуги исходя из установленных нормативов потребления.

Недавно граждане П., И., Г. и О. обратились в Верховный cуд РФ с заявлением о признании частично недействующим абзаца второго п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены постановлением Федерального правительства от 23.05.2006 № 307). В обоснование своего требования они указали, что оспариваемые положения нормативного правового акта запрещают собственникам многоквартирных домов, избравшим способ непосредственного управления, оплачивать коммунальные услуги по показаниям индивидуальных квартирных приборов учета при отсутствии общедомовых счетчиков.

Гражданский и Жилищный кодексы, а также другие федеральные законы таких ограничений не содержат. Согласно закону размер платы за коммунальные услуги зависит от наличия прибора учета. В случае его отсутствия применяется норматив потребления, при этом размер платы не зависит от выбранного способа управления домом. Решением Верховного cуда в удовлетворении заявления отказано.

Кассационная коллегия Верховного cуда, оставив без изменения данное решение, указала следующее. Проанализировав оспариваемые заявителями положения нормативного правового акта, сопоставив их с требованиями действующего федерального законодательства, регулирующего рассматриваемые в данном деле правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу: положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав заявителей. В соответствии с частью 1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются правительством РФ.

Во исполнение этой правовой нормы постановлением Федерального правительства от 23.05.2006 № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Эти Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы при предоставлении услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Одним из способов является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

В силу части 2 ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе – поставки бытового газа в баллонах), отопления. Договоры холодного и горячего водоснабжения, заключенные с энергоснабжающей организацией, являются договорами энергоснабжения и регулируются статьями 539–548 ГК РФ.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или соглашением сторон.

Как правильно указал в своем решении суд, оспариваемый заявителями абзац второй п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг содержит специальные требования к установлению размера платы собственниками, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы холодной и горячей воды, электроэнергии, газа и тепловой энергии, услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет платы производится в порядке, установленном п. 19 названных Правил, то есть по нормативу потребления. Это, как правильно признано судом, не противоречит ст. 157 ЖК РФ.

Абзац второй п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам является отсылочной нормой к пунктам 19 и 21 данных Правил, которые применяются вне зависимости от выбранного собственниками жилых помещений способа управления многоквартирным домом. Поэтому несостоятелен довод заявителей о том, что оспариваемое положение предусматривает размер оплаты за коммунальные услуги в зависимости от выбранного способа управления домом.

Суд правильно истолковал смысл оспариваемой нормы, придя к обоснованному выводу о том, что он соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителей как потребителей.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что в случае отсутствия общедомового прибора учета и наличия индивидуального, размер платы за коммунальные услуги определяется из показаний индивидуального (в соответствии с п. 16 Правил) не может служить поводом к отмене решения суда. П. 16 Правил применяется только для тех, кто заключил договор на оказание коммунальных услуг.

Под руководством адвоката Порубиновской В. В.ответы на вопросы подготовили юристы Болдинова М. А., Зеленев М. А., Дубасова А. А., Маркова А. Е.