Приоритеты утверждены

Семьи погибших заложников «Норд-Оста», официально признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, смогут получить квартиры во внеочередном порядке независимо от года постановки на учет.

Такое решение московские депутаты закрепили в законе «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 23.01.2002 г. «О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2002–2003 годах». Закон принят Думой.
Изменен и уровень дохода, приходящийся на каждого члена семьи, позволяющий очереднику претендовать на получение квартиры по договору коммерческого найма. Теперь он равен 6 тысячам рублей. Ниже этого уровня, по мнению председателя Комиссии по жилищной политике депутата Галины Хованской, опускаться нельзя, поскольку в следующем году прожиточный минимум в столице прогнозируется примерно в 3 тысячи рублей. Помимо этого, в следующем году плата за наем так же составит значительную сумму для тех, кто занимает жилую площадь по договору коммерческого найма. И нельзя не учитывать, что коммерческие наниматели будут оплачивать коммунальные услуги по реальным расценкам.
25 депутатов поддержали предложение о недопустимости увеличения на год сроков предоставления жилья всем категориям, предусмотренным в законе о приоритетах. В законе определено, что количество полных лет нахождения в очереди исчисляется на 1 января 2003 года.
Закон предусматривает, что для московских бюджетников, проработавших в своих учреждениях более 15 лет, будет учитываться год постановки на учет по месту работы.
А для тяжелобольных граждан учитывается год возникновения «нуждаемости». Эта норма необходима для того, чтобы в управах не возникало двойного толкования статей закона, и при переходе граждан из общей очереди в очередь тяжелобольных «история вопроса» была бы учтена. Помимо этого, уточнен перечень – кого считать тяжелобольным. Закон вступит в силу с 1 января 2003 года.

Минюст не стал спорить

Экспертные заключения Министерства юстиции России на два жилищных закона Москвы будут отозваны. Об этом стало известно на заседании Комиссии по жилищной политике Московской городской Думы.

Вначале члены Комиссии обсудили заключение Минюста на закон от 11 марта 1998 года № 6 «Основы жилищной политики города Москвы» (в редакции от 10 июля 2002 года). Эксперты Минюста сочли, что возможность получения на одного члена семьи 16 кв. метров общей площади (наряду с федеральным стандартом – 18 кв. метров на человека), предоставленная московскими законодателями жителям города, противоречит Указу президента от 28.04.97г. №425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации». Между тем, как пояснила председатель Комиссии по жилищной политике депутат Галина Хованская, в законе речь идет не о предоставлении жилья, а о праве граждан приобрести с помощью субсидий квартиру менее установленного размера. При этом субсидия рассчитывается по установленным нормам – 18 кв. метров на каждого члена семьи. Эта норма не ущемляет права москвичей, а, наоборот, дает им свободу выбора: они могут либо приобрести жилье по социальным нормам, но в отдаленном районе, либо чуть меньше, но в том месте, которое их устраивает. А Государственно-правовой отдел Мосгордумы отмечает в своем заключении, что в указе президента устанавливается социальная норма общей площади жилья на одного члена семьи как федеральный стандарт перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. И положение городского закона не противоречит этой части указа. Кроме того, федеральное законодательство допускает, что очередники могут с помощью субсидий приобретать жилье площадью несколько меньше той, которая установлена в регионе для предоставления жилья.
Второй московский закон, вызвавший сомнения у Минюста, – «Об ответственности за нарушение нормативов и жилищных стандартов по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда г. Москвы» и документ, вносящий в него изменения. Министерство обратило внимание на то, что Жилищный кодекс РСФСР предусматривает ответственность за несанкционированную перепланировку жилых домов и нарушение правил эксплуатации. А Кодекс об административных правонарушениях установил, как должны наказываться нарушители. Поэтому, по мнению Министерства юстиции, установление «иного размера ответственности» противоречит федеральному законодательству. Но государственно-правовой отдел МГД не согласился с этим тезисом: городской закон предусматривает ответственность за другие правонарушения, которые Жилищным кодексом РФ не упоминаются, поэтому никаких противоречий федеральному законодательству нет.
Теперь Министерство юстиции либо отзовет свои заключения, либо направит в Думу письма с информацией о том, что претензии к законам сняты.

По материалам пресс-центра Мосгордумы