Элементарно, Ватсон

Что такое 204 тысячи населения? Небольшой областной город. Или – самый маленький округ Москвы, он же – Зеленоград.

Но так случилось, что этот почти пригород, находящийся, при хорошем раскладе, от ближайшей станции метро в 40 минутах автобусного времени, в некоторых областях значительно более продвинут, чем его монументальные коллеги. Например, каждый дом в Зеленограде подсоединен к Интернету, что, кроме всего прочего, еще и значительно уменьшило нагрузку на телефонные линии. Об этом многие еще не только не мечтают, но и не осознают подобной необходимости. Существуют у зеленоградцев и прочие задумки и новации, в частности, связанные с жилищными вопросами и работой с людьми. Вот, например, что разработано и что внедряется в Управлении Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Зеленограде.

Стихийного бедствия не будет
Работники управления долго ломали голову, как не гонять лишний раз людей за справками. Зеленоградский Центр жилищных субсидий, сейчас преобразованный в ЕИРЦ, даже на начальном этапе создания подобных центров слыл учреждением современным, много внимания уделявшим всяким новшествам, тому, чтобы люди не стояли в очередях зря. Связались с ними, уточнили их возможности и поняли, что они могут очень помочь управлению в сборе жилищных документов. Единый информационно-расчетный центр в подобном содружестве тоже обнаружил выгоду. Вместо того, чтобы принимать уйму народу, с каждым из которых требуется индивидуальная работа, принимается заявка из управления, без всякой публики обрабатываются документы и передаются обратно – сколько времени и нервов всем можно сберечь!
ЕИРЦ – очень информационно насыщенная организация. Туда напрямую поступает информация из милиции, с которой у центра заключен договор. Идет смена паспортов, и в расчетный центр сообщаются все паспортные данные – и старые, и новые. Есть там и данные БТИ, и Комитета по регистрации прав о наличии собственности – единственное ли у человека жилье… Без всего этого жилищникам не обойтись. Кто родился, кто умер, приехал, уехал – все это необходимо знать при предоставлении площади. При переселении также нужна информация о должниках по квартплате, потому что начинать работу надо именно с этой «группы риска». Словом, ЕИРЦ для жилищников – просто кладезь знаний, а если состыковать базы данных обеих организаций, количество мучительных походов «за справочкой» каждого отдельно взятого из двухсоттысячного населения зеленоградца резко уменьшится, а в идеале – будет почти сведено к нулю.
Пока сотрудничество происходит на договорной основе, но сейчас готовится проект постановления правительства Москвы о работе ЕИРЦ, где будет рассматриваться возможность бесплатного взаимодействия. Начальник управления Татьяна Хохрина мечтает о том времени, когда подобные связи возникнут и с прочими округами столицы (уже подготовлена схема подобной системы и даже разработаны бланки), и тогда, вместо того чтобы гнать человека, скажем, на Велозаводскую улицу, на противоположный конец столицы, откуда он прописался, можно будет получить нужные данные путем запроса.
Пока что новая схема работы была опробована во время ежегодной перерегистрации очередников, которых в Зеленограде три тысячи. Создали совместно с ЕИРЦ программу, дали им списки очередников – по годам постановки, составу семьи, льготам, а они сделали два реестра ответов. В одном – те, у кого никаких изменений не произошло, в другом – остальные. Кто-то выписался, умер, родился… В общем, всю информацию, нужную для перерегистрации, управление получило, и традиционное сентябрьское стихийное бедствие, когда три тысячи человек, потрясая справками и паспортами, давятся в очередях, отменилось.

На экране Иван Иванович
В скором времени «безконтактно» получить ответы на интересующие его вопросы сможет и рядовой зеленоградец. Пообщаться для этого ему придется с агрегатом, с виду напоминающим вмонтированный в стену телевизор. На всякий случай сенсорный монитор имеет антивандальное покрытие. С помощью системы можно будет узнать о времени приема инспекторов, перечне необходимых для чего-либо документов, ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Но таким образом можно получить сведения не только общего характера. Приходит, например, человек узнать, каков номер его очереди, двигается ли она, как ускорить получение площади, предполагается ли снос его дома… Вводит в качестве пароля, предположим, свой учетный номер, данные паспорта – чтоб не каждый мог в его личное дело залезть, – нажимает на кнопку. И на экране появляется: Иванов Иван Иванович, очередник 1999 года, перед вами еще тысяча с чем-то семей, ускорить решение своего жилищного вопроса вы можете путем жилищной субсидии, размер которой для вас сейчас, допустим, миллион рублей. Кроме того, в составе вашей семьи имеется молодая семья, которая может участвовать в программе… Дальше идет кнопочка «подробнее», хочешь – про субсидию объяснят, хочешь – про молодую семью. Все, что человек захочет узнать, он сможет узнать. Для непонятливых существует голосовая подсказка: вы не ту кнопочку нажали, нажмите туда-то.
В планах – поставить в канцелярии принтер, чтобы желающие могли иметь на руках письменный ответ, могли его получить в распечатанном виде.

Внимание: на вас заведено виртуальное дело!
Можно сказать, что человечество сейчас делится на две части. Те, кто уже познал прелести сопричастности ко «всемирной паутине» – получение корреспонденции с другого конца планеты в считанные минуты, «живое» общение с приятелем, находящимся где-нибудь на Аляске, доступность разнообразнейшей информации по любой тематике… И те, кто при слове «Интернет» пожимает плечами: а это еще зачем?
В Зеленограде знают, зачем, и стараются с помощью прогресса облегчить работу и себе, и коллегам. Предлагают организовать процесс получения многочисленных жилищных документов в электронном виде, заверенных электронной подписью, по телекоммуникационным каналам связи. Для этого окружным управлениям департамента и окружным ЕИРЦ следует обзавестись Интернетом (что в наше время несложно) и создать единый электронный почтовый ящик, который в автоматическом режиме, без участия человека, будет принимать и передавать сообщения-запросы и сообщения-ответы, каждое из которых будет снабжено закодированным адресом отправителя и получателя. Сотрудник управления составляет список граждан, которым нужны те или иные справки, ставит свою электронную подпись и кидает запрос в почтовый ящик – для определенного ЕИРЦ. Все. Никаких очередей, толкотни и ругани. Ждите ответа. Таким же образом могло бы быть сформировано и целое виртуальное жилищное дело человека.
Принцип единого электронного почтового ящика уже используется некоторыми учреждениями. Когда Татьяна Хохрина консультировалась со знакомыми программистами, возможно ли создать такую единую систему для всех округов, те сказали: «Ничего нет проще – элементарно, Ватсон!» Зеленоград считает, что он к работе по-новому уже готов. Интересно, как скоро надумают расстаться с очередями остальные округа?

Мария Кронгауз