Кто станет новоселом

Каждый год осенью московское правительство рассматривает закон о приоритетах, определяет, кто в этом году в первую очередь сможет улучшить свои жилищные условия, переехать в новую квартиру. Этому вопросу, который жизненно важен для многих семей, городские власти уделяют огромное внимание.

И в этом году, в конце августа, правительство Москвы рассмотрело проект закона «О приоритетах в предоставлении жилья и безвозмездных субсидий в 2004 году». По действующему законодательству, проект закона мэр столицы вносит на обсуждение в Московскую городскую Думу, где и принимается решение.
Приоритеты, предложенные включить в проект закона в 2004 году, отличаются от действующих в этом году по целому ряду принципиальных позиций. Главное - подход в определении очередников на улучшение жилищных условий, которых должны будут обеспечить благоустроенным жильем в следующем году. Почему это стало необходимо? Ранее принятые приоритеты во многом противоречили Конституции и действующим в России законам, где сказано, что граждане имеют равнозначные права на улучшение жилищных условий, и обеспечение ведется с учетом времени постановки на учет. Сегодня в Москве среди признанных нуждающимися около 40 процентов граждан имеют первоочередное и внеочередное право на получение жилья. Их более 75 тысяч семей. В прошлые годы именно они в первую очередь обеспечивались жилой площадью. Складывалась ситуация, когда те, кто не имел льгот, стояли в общей очереди в ожидании новой квартиры порой 20 и более лет. Получалось, что имеющиеся у города ресурсы жилья, расходовали, в основном, семьи, у которых были льготы, но стояли они в очереди пять и менее лет. Очередники же на общих основаниях получали квартиры по остаточному принципу. Очередь продвигалась медленно, и реализация конституционного права на жилище этих семей затягивалось на длительный период. В связи с этим при обсуждении программы на 2004 год было высказано предложение разработать механизм, который позволил бы сократить сроки ожидания новой квартиры для граждан, не имеющих льгот, с 20 до 7-10 лет. Этот принцип и лег в основу разработки проекта закона о приоритетах на предстоящий год.
Сегодня Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы ведет учет граждан по 63 категориям. Из них 17 категорий имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, 41 категория – на первоочередное обеспечение, и 5 категорий очередников, не имеющих льгот и состоящих в общей очереди. Федеральное законодательство не предусматривает среди граждан, обладающих равнозначной льготой, каких-либо преимуществ в обеспечении жильем. Учитывая это, было бы неправильно в Москве, принимая новый закон, использовать принцип произвольной выборки отдельных категорий граждан из общего числа очередников, содержащийся в предыдущих приоритетах. Это ущемляет равнозначные права других семей. Граждане должны обеспечиваться жильем в порядке очередности, с учетом года постановки на учет. Следует отметить, что граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилья, – а для них выделяется площадь в пределах 5 процентов от общего ресурса – все равно получают квартиры раньше других на 10 и более лет.
Новый проект закона о приоритетах исправляет ранее допущенные ошибки, заботясь о строгом соблюдении прав граждан на улучшение их жилищных условий.
В публикациях, которые появились в некоторых средствах массовой информации, совершенно неверно говорится, что «все предлагается при распределении площади отдать на откуп мелким клеркам». Достаточно вспомнить, что решения об улучшении жилищных условий принимаются только коллегиально, гласно. Их утверждает руководитель территориального органа исполнительной власти – управы или префектуры. В каждом таком органе работает общественная жилищная комиссия. Она предварительно тщательно рассматривает каждое дело, как при постановке на учет, так и при предоставлении жилой площади, и дает свои рекомендации главе управы или префекту. Кроме того, существуют контролирующие и проверяющие организации: Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Контрольно-ревизионное управление, Контрольно-счетная палата, а также прокуратура и суд. Любое неправомерно принятое решение можно обжаловать в вышестоящей организации, вплоть до суда.
Предложенная в проекте закона система – обеспечение жильем, начиная с начала очереди, то есть, с даты постановки на учет, соответствует требованиям Жилищного кодекса России. Упрощается контроль общественных организаций и самих граждан за движением очереди. Сделать это при прежних приоритетах было гораздо сложнее. Раньше многим было непонятно, как движется очередь, и через сколько лет можно рассчитывать на получение квартиры. Поэтому предложения вернуться к системе, которая действовала в прошлых приоритетах, не обоснованны.

Александр ТЕЗАВРОВСКИЙ, начальник отдела формирования жилищных программ Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы