Уравнять всех без разбора?

Какими будут приоритеты в предоставлении жилья в 2004 году? Это один из основных вопросов, интересующих очередников столицы.

Образно говоря, «пирог» у нас всегда маленький, делить его крайне тяжело и болезненно. Тем не менее, это приходится делать, пока у нас есть граждане - ветераны, инвалиды, тяжело больные, - которые сами не в состоянии решить эту проблему. Им нужно давать бесплатное жилье. Сейчас многие очередники охотно берут субсидии, чтобы купить себе квартиру в том районе, в том доме, который им больше подходит. Они предпочитают, взяв субсидию, самостоятельно подобрать себе жилье. Возможность такая у них есть. У нас в Москве порядок начисления субсидий более льготный, по сравнению с федеральным. Если на федеральном уровне максимальная субсидия - 70 процентов от стоимости приобретаемого социального жилья, то у нас - 90 процентов. При начислении субсидии учитываются год постановки на очередь и льготы (то есть права на первоочередное улучшение жилищных условий). В отличие от федеральной системы существуют и две таблицы расчета субсидий: для льготников и очередников на общих основаниях. Проще в Москве и порядок оформления субсидии.
Иногда приходится слышать, что человек с 1982-1983 годов стоит в общей очереди и никак не может получить новую квартиру. На самом же деле очередники, кто простоял на учете более 15 лет, имеют право на 90-процентную субсидию. Все, кто действительно хотел улучшить свои жилищные условия, уже отметили новоселье. Остались те, кто не хочет брать субсидию, у которых не самые тяжелые жилищные условия. К примеру, живет такая семья в центре, в квартире из трех комнат, где занимает две из них, а третья комната закрыта. Квартира считается коммунальной, а, по сути, отдельная. На каждого члена семьи приходится по 17,5 квадратных метра. Они чуть-чуть не дотягивают до нормы. Но формально считаются очередниками, а менять жилье на какое-то другое не спешат. Ждут, когда появится возможность переселиться в новый дом на той улице, которая им больше нравится.
В документе, который рекомендовали мэру внести в Думу для обсуждения, положение очередников, в частности, по субсидиям, ухудшается. В действующем законе первоочередники получают право на субсидию через 4 года, а очередники на общих основаниях через 9 лет. В предложенном проекте сроки увеличены: 5 лет для льготников и 10 лет для тех, кто стоит на учете на общих основаниях. План распределения жилья предложено составить из 49 категорий граждан, имеющих право на внеочередное и первоочередное обеспечение жильем, в соответствии с федеральным и московским законодательством. Документ практически состоит из двух приложений. В первом приложении перечислены 16 льготных категорий, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, и 33 категории - на первоочередное, то есть, всего 49 категорий. Но конкретные сроки нахождения в очереди граждан, которые будут обеспечены жильем в 2004 году, в документе не указаны. А ведь каждый примеряет ситуацию на себя.
Человек простоял в очереди и хочет знать, имеет он право на субсидию или нет? Получит ли он квартиру, или надо подождать 2-3 года? Он приходит к инспектору и задает вопрос. И чиновник будет решать, дать жилье или нет. У чиновника всегда есть возможность сказать, что у него таких ожидающих квартиру 49 категорий. Тот, кто понравится чиновнику, тот имеет шанс получить квартиру. Когда в законе нет четкости, создается поле для коррупции. До сих пор мы принимали жесткий закон о приоритетах, но он выполнялся на 97-98 процентов. Нормы, которые есть в действующем сегодня законе и работают в интересах горожан, в этом проекте отсутствуют.
Вот несколько примеров. Есть норма, которая «работает» на кадровых учителей, врачей, служащих бюджетной сферы. Они стояли в так называемой профессиональной очереди, по месту работы. В законе, который действует сегодня, учитывается год постановки на учет в профессиональной очереди (а до 1998 года были гораздо более жесткие правила постановки на учет), когда встает вопрос об улучшении жилищных условий кадрового врача или учителя, служащего. В проекте закона на 2004 год ничего этого нет. Исключены ранее существовавшие нормы о сокращении срока нахождения в очереди с 5 до 4 лет для семей, имеющих в составе двух и более инвалидов 1 группы, детей-инвалидов, тяжелобольных граждан. Гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья, выделяется до 5 процентов площади, что нарушает их права, записанные в законодательстве об обеспечении их жильем независимо от других очередей и определяемых чиновниками процентов.
Что предлагает проект, который пока, подчеркиваю, не внесен на обсуждение в Московскую городскую Думу. Если этому проекту суждено осуществиться, то первоочередники, а их 49 категорий, уравниваются все – и туберкулезник с открытой формой болезни, и раковый больной, и семья погибшего на фронте, и одинокая мама, живущая в гражданском браке, но имеющая статус одинокой. У них у всех первоочередное право на получение жилья, предлагается только учитывать год постановки на учет. Но город всегда определял приоритеты. Мы заявили о программе ликвидации коммунального заселения квартир, предоставляли льготы долгожителям коммуналок, стараясь, в первую очередь расселить их, чтобы люди, всю жизнь прожившие в них, могли получить отдельные квартиры. Очередь долгожителей (раньше она называлась - коренных москвичей) возникла в 1988 году. И если какой-нибудь ветеран труда, имея инвалидность 2 группы, поверив городским властям, встал на очередь только в 2002 году, то этот проект закона о приоритетах закрывает для него решение жилищной проблемы практически навсегда.
Или еще один пример. Человек встал на учет на общих основаниях. Отстоял 10 лет и получил тяжелое заболевание и, соответственно, льготу. В действующем законе те 10 лет, которые он стоял в общей очереди, учитываются. Это очень гуманная норма. В проекте нового закона ее нет. Принятие закона о приоритетах в предложенной редакции приводит к разрушению прозрачной системы распределения жилья, которая существует в городе с 1997 года.

Галина ХОВАНСКАЯ, депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по жилищной политике